Венецианский карнавал в работах кировоградского мастера
Венецианские маски – вид искусства нетипичный и нетрадиционный для нашего города. Но, как показала практика, этот мир эмоций запечатленных в масках нашел свой отзыв в сердцах кировоградцев. С мастером, создающим эту феерию чувств и образов «Первая городская» и решила познакомить своих читателей. Знакомьтесь, молодой, но очень талантливый мастер Ольга Цюпка.
- Добрый день, Оля. Для Кировограда твои маски являются чем-то необычным и оригинальным. Почему решила начать заниматься подобным творчеством?
- Все началось, в общем-то, случайно. На четвертом курсе университета в 2009 году (а училась я в КГПУ им. Винниченко на факультете искусств) моей дипломной работой по живописи должны были стать три натюрморта в технике масло.
Один из них был посвящен изобразительному искусству, второй - музыке, а третий - театру. И если с постановкой первых двух натюрмортов вопросов фактически не возникло, довольно быстро удалось подобрать нужный ассоциативный ряд, то вот над театром пришлось задуматься. Из размышлений на тему театрального искусства родилась идея создать свою собственную «венецианскую» маску, как символ лицедейства и театра, которая и стала центром композиции натюрморта. Фактически с этого и началось мое увлечение масками.
- Твои работы выполняются в разных техниках, или уже удалось выработать свой стиль, в котором продолжаешь работать по сей день?
- Не могу сказать однозначно, что я определилась со стилем и техникой изготовления своих масок. С каждой новой работой появляются какие-то новшества, что-то, чего я не делала раньше, и не использовала в предыдущих работах. Каждый из таких новых штрихов и придает работам ту неповторимость и тонкое различие, которое фактически незаметно глазу, но все же чувствуется при их созерцании.
Изначально для изготовления будущей маски я вылепливаю нужную форму из пластилина, тем самым создавая ее внешний вид, то, как она должна выглядеть в итоге.
После этого данный слепок заливается сверху слоем гипса. После полного высыхания, а на это уходит несколько дней (учитывая, что слой должен быть немаленьким, сантиметра два-три), вынимаем пластилин и получаем форму, которая повторила контуры пластилинового слепка. После этих подготовительных работ начинается процесс выкладывания папье-маше, и вот тут все зависит от того, для каких целей создается данная маска, а так же от толщины и плотности используемой бумаги. В основном я работаю над созданием интерьерных масок, которые используются как элемент декора или украшения помещения, соответственно, слой папье-маше использую достаточно большой, что придает будущей маске прочности. Если же стоит цель создать карнавальную маску для какого-то праздника, как вы сами понимаете, можно использовать обычную газетную бумагу, ограничиваясь небольшим слоем, ее прочность будет не особо велика, но плюсом станет удобство в ношении. Имея гипсовую форму, можно изготовить много одинаковых масок или сделать различные формы и будем иметь разнообразные маски.
Когда слои папье-маше хорошенько просохнут, мы вытягиваем, и доводим поверхность до этапа росписи.
Я дорабатываю поверхность с помощью тонкого слоя гипса, заполняя неровности и шлифую наждачной бумагой разной зернистости, и такую процедуру можно провести несколько раз, пока поверхность не станет гладкой и ровной, но я не всегда довожу маску до идеала, мне нравится текстура, царапинки и неровности, они создают эффект старины.
Ну и наконец-то процесс оформления. Тут уже все зависит от задумки, фантазии и материалов. Бархатная бумага, ткани, тесьма, шнуры, бусины и колокольчики… все подойдет для декора, главное видеть общую картину, а как к ней прийти - подскажет уже фантазия. Иногда на оформление одной работы уходит день, иногда неделя. Сложность работы не измеришь временными рамками, тут все зависит от вдохновения.
- В одном из твоих интервью прозвучала информация, что тебе импонирует образ шута. Так ли это? И если да, то почему?
- Это действительно так. Шутовской образ почему-то для меня очень притягательный, мне они кажутся весьма милыми, хоть и не лишенными иронии созданиями. Предельно чистыми и открытыми миру. Они не лгут, и не стараются быть кем-то другим, имея свои недостатки, всегда остаются собой.
На самом деле трудно объяснить, почему этот образ так для меня привлекателен, но изображения шутов впоследствии я начала замечать в своих еще самых первых работах, так что, наверное, это происходит на уровне какого-то подсознательного влечения к этому оригинальному образу.
Но не могу сказать, что все мои маски несут в себе лишь вышеупомянутый образ.
Кроме того давно меня заинтересовали маски других народов мира, например «африканские».Одна из моих первых работ имеет определенные нотки Африки, это прослеживается в форме, цвете и узорах. Я планирую продвигаться в данном направлении, еще много чего предстоит узнать об истории и культуре, все-таки разные маски, особенно разных племен, несут в себе разный смысл и могут быть предназначены для ритуалов, по этому обязательно нужно ознакомиться с историей.
Но как я уже говорила, что немного тормозит весь этот процесс отсутствие у нас в городе специалистов в этой области, все приходится делать методом проб и ошибок, ну и, конечно, помогает информация из сети.
- Сколько времени уходит на изготовление одной маски и насколько это финансово затратное дело?
- Больше всего времени занимает процесс просушки материалов на каждом этапе и изготовление пластилинового слепка. Но если нужная гипсовая форма уже имеется, то, в общем, на одну маску уходит не менее одной-двух недель, поскольку процесс начинается не с пластилинового слепка, а уже с этапа наложения папье-маше в форму. Многое, конечно, зависит от сложности внешнего декора, использования тех или иных красок, лаков.
Относительно же стоимости, то она зависит от цены использованных материалов. Но я не могу сказать, что изготовление маски – очень затратное дело. Скорее, это трудоемкий и длительный процесс.
На самом деле хотелось бы совместить творческую самореализацию и финансовый заработок, но, к сожалению, по крайней мере, на сегодняшний день, это не так просто. Так что я пока нахожусь в творческом поиске себя и своего творчества в этом мире.
- Где-то уже можно было посмотреть на твои работы на выставках? Возможно проводишь мастер-классы?
- Для мастер-классов, думаю, мне еще рановато. Насколько мне известно, в Кировограде, больше никто профессионально не занимается подобным видом искусства, но и свой уровень я пока не считаю настолько высоким, чтобы преподавать его другим, потому что сама учусь с каждой своей новой работой. С удовольствием попала бы в мастерскую и посмотрела на профессионалов такого дела. На помощь чаще всего приходит Интернет. А вот в выставках участие принимаю, первая из которых проводилась в библиотеке им. Д. Чижевского, а еще ранее одна из масок долгое время была представлена в одном кировоградском художественном салоне. Так же я принимала участие в выставке ко Дню города, которая проходила в Ковалевском парке, там же я презентовала несколько своих живописных работ.
- Тяжело ли в Кировограде презентовать людям свое искусство? Найти свою аудиторию?
- На самом деле всегда найдутся те, кого заинтересует тот или иной вид искусства, не исключение и мои маски. Но есть несколько проблем, которые свойственны всем начинающим мастерам – недостаточная проинформированность кировограцев о данном мастере или виде искусства, самореклама тоже играет большую роль, возможно, отсутствие выставок, на которых можно презентовать работы такого характера.
Мне очень приятно, что моим творчеством заинтересовались, но произошло это вот только недавно, и совершенно неожиданным для меня образом. И вот теперь из-за череды таких случайностей я наконец-то могу представить людям свои работы.
- Насколько мне известно кроме работы над масками ты также пишешь картины. Расскажи немного об этом.
- В университете зачастую мы писали маслом быстро, в несколько приемов и большими мазками, мало времени уделялось многослойной классической технике живописи, и так случилось, что спонтанно для себя на курсе магистратуры я выбрала тему для исследовательской работы связную с голландскими натюрмортами, тема с которой раньше я не сталкивалась вплотную. Было очень много прочитано информации, которая рвалась наружу, требовала реализации, и вот я начала пробовать работать в голландской манере. А немного позднее нашла в сети описание семислойной техники живописи, которая опирается на технику старых мастеров. Ее суть в поочередном нанесении определенных слоев краски на холст, за счет этих, иногда еле прозрачных слоев, мы наблюдаем оптическое смешение краски, и при нужном освещении картина набирает глубины и объема.
Благодаря изученному у меня начали получаться работы, которые выглядят как живые, и как в случае с масками, наверное, спонтанность и дело случая подтолкнули меня к этому.
- Спасибо большое за интервью. Желаем тебе дальнейшего процветания в творчестве и чтобы количество настоящих ценителей твоего искусства только увеличивалось!
Павел Лисниченко, "Первая городская газета", №46