Кировоградский одессит. История одного ювелира

  • 31 січ. 2015 08:25
  • 2413
    • Новина Кировоградский одессит. История одного ювелира Ранкове місто. Кропивницький

    31 января — Международный день ювелира

    Сразу хотелось бы сказать, что с Марком Велистовичем я не был знаком до момента написания данной статьи. О данном человеке мне рассказал один из моих старых приятелей, чей жизненный опыт неизмеримо превышает мой как во временном эквиваленте, так и в событионном. Поэтому, услышав от товарища рекомендацию: «Когда еще удастся пообщаться с настоящим ювелиром, имеющим возможность работать за рубежом, но предпочитающим жить в Одессе?» — я решил, что не могу упустить эту возможность.

    Марк Велистович (на фото) родился и провел практически все детство в Кировограде, и лишь потребность обретения полезной себе и обществу профессии сподвигла его на переезд из нашего города в портовую Одессу, где он не без интереса для себя обучался.

    — Почему Одесса, да и вообще, почему ювелирное дело?

     — Начнем с того, что изначально карьеру ювелира я для себя не планировал и не пророчил. По сути, мне просто нравилось рисовать и заниматься резьбой по дереву, но всерьез, как будущую профессию, эти занятия я не рассматривал. Более серьезной, и, как мне казалось, более реальной и перспективной, должна была стать для меня политология и социология. В услугах данных специалистов, будем откровенны, нуждаются не так часто и не так много, но вот на время выборов, либо при крупных предприятиях, имеющих иностранные инвестиции и работающих с крупным капиталом, иметь в своем штате социолога считается весьма правильным решением.  В Одессе же, учитывая расположенность города, его величайший потенциал и постоянный приток новых лиц и идей, мои таланты должны были проявиться в полной мере.

    Родители мой выбор одобрили, особенно мама, которая до сих пор утверждает, что специализация политолог/социолог для украинского еврея — самое оно. Да, чтобы не было никаких недомолвок, скажу сразу, по крови я наполовину еврей, наполовину — украинец, хотя сам себя считаю истинным патриотом и не вижу вообще никакой разницы в том, кто по национальности твои родители, главное, кем себя ощущаешь ты сам.

    Но мы отвлеклись. Не без определенных трудностей мне все же удалось поступить в Институт социальных наук Национального университета им. И.И. Мечникова, который я успешно и окончил. Правда, случилось во время учебы событие, которое изменило мое будущее и лишило Украину еще одного социолога. Этим событием стала выставка ювелирного искусства, которая проводилась под патронатом Одесского музея западного и восточного искусства. Обычно это не их конек, но свою коллекцию в этот раз привез один из итальянских мастеров, к сожалению, кто именно — не помню. Так вот, во время выставки я, по привычке, делал зарисовки изделий, каждое из которых переиначивал на свой вкус. Совершенно случайно эти зарисовки увидел преподаватель  Академии ювелирного искусства и предложил мне обучаться у них. Поскольку второе образование мне получать было как–то не очень удобно, я договорился об индивидуальном графике в обоих ВУЗах, и вот, спустя три года вышел в вольное плавание с этими неоднозначными знаниями.

    — Насколько просто было найти работу? Ведь в стране, так, по крайней мере кажется на первый взгляд, не так много работы по данной специальности.

    — Как ни странно, но работу я нашел практически сразу, в одной из многочисленных одесских лавок изящных изделий, которая специализировалась на скупке бракованной, сломанной, вышедшей из моды, да и попросту найденной ювелирки. Честно говоря, не всегда работа была «чистой», но всегда творческой и интересной. Лавкой управлял старый молдованин Лех, который любил повторять: «Запомните, Марк Витольдович (именно на Вы и именно Витольдович, а не Викторович), в нашей профессии, да еще и в Одессе быть евреем полезно для бизнеса. Вы пришли к нам, и теперь у нас полный интернационал: польский молдаванин, белорус (еще один наш сотрудник Макс) и украинский еврей». Так мы и работали. Иногда баловались с химией, создавая абсолютно дикие сочетания серебра–золота и полудрагоценных камней. Именно благодаря таким вот экспериментам я познакомился с Маурицио Венто, итальянским бизнесменом, напрямую сотрудничавшим с Alchimia Jewellery School, школой современного ювелирного дизайна во Флоренции. Как раз в то время руководителем школы стал признанный всем миром голландский художник–ювелир Рудт Питерс. Так мне предложили обучаться в данном заведении.

    Поскольку обучение стоило весьма недешево, я бы даже сказал, весьма дорого, я смог наскрести лишь на годовой курс, который, впрочем, был настолько насыщен и полезен, что обретенных за тот год знаний мне хватило бы на всю жизнь. Если бы, конечно, не хотелось развиваться далее.

    — Насколько я знаю, тебе предлагали выехать жить в Италию, предоставляли работу, возможность получать весьма и весьма серьезные деньги, почему отказался? Почему решил остаться в Одессе?

    — Начнем с того, что я отказался не от всего. С момента окончания обучения мое сотрудничество с Маурицио продолжилось, и вот уже почти 2 года я являюсь официальным представителем небольшого ювелирного дома «Rosso», который постепенно выходит на рынок Украины. Деньги, конечно, не баснословные, но вполне достаточные для того, чтобы не испытывать каких–либо затруднений в жизни. Кроме того, Украина — моя родина, и я не хотел бы покидать ее, даже или особенно в данный нелегкий период.

    — Насколько востребована данная работа, и стоит ли молодежи, прочтя твою историю, бежать учиться на ювелиров?

    —  Как и в любой другой профессии, здесь есть свои трудности. Первая — хороших вузов, обучающих данной профессии, не так много и, по сути, они обучают далеко не всему и зачастую даже не тому, что нужно в дальнейшей работе. Кроме того, нужно понимать, что это не совсем работа, это еще и искусство, которое требует полета фантазии,  твердости руки и определенных талантов, которыми далеко не все обладают. Конечно, можно обучиться огранке, но вот художественной технике не обучишься — тут все зависит от изначальных данных. Вообще можно пойти работать в один из наших ювелирных домов, поверьте, мастера там нужны в больших количествах, вот только это будет больше механическая работа, чем творческая. Практически нет работы для ювелиров и в небольших городах, даже в том же Кировограде. Конечно, вы можете работать на починке ювелирных изделий в ломбардах или частных конторках, и это на самом деле это тоже нужный труд, вот только вы должны уже сами выбирать — творчество или ремесленничество. Что одно, что другое почетно, но какую судьбу избрать, будет зависеть только от вас. В любом случае, вы всегда сможете сказать, что на работе «купаетесь в золоте», мелочь, а приятно.

     

    Павел Лисниченко, "Первая городская газета"