Соня Рикель с Кировоградщины
Соня Рикель с Кировоградщины
Ольга Ивашура по образованию — филолог. Закончила Кировоградский педуниверситет имени Винниченко. Она — мама двух замечательных детей, а также активная гражданка и рукодельница. Ее экслюзивные вязаные и вышитые вещи, достойные быть представленными в лучших дизайнерских бутиках Европы, носят модницы Украины и ближнего зарубежья.
Будь чуть побольше рекламы и пиара — и наша землячка могла бы сравниться по популярности со знаменитой французской кутюрье Соней Рикель. А пока что Ольга руководит кружком «Журналист» в гимназии имени Шевченко областного центра, а по вечерам вышивает изысканные узоры и вяжет наряды для Кропивницких модниц.
— Я вяжу и рукодельничаю с пяти лет, — рассказывает моя собеседница. — Это благодаря моим бабушкам. Одна из них, Мария Афанасьевна Дамаскина (Андрусенко), подсадила меня на вязанье. Она была известным врачом, хирургом–акушером и гинекологом, спасла много человеческих жизней в Кировограде. Бабушка набирала мне на спицы длинные ряды петель, мы с ней сидели на берегу Сугоклеи и что–то ковыряли. Вскоре бабушка подарила мне книгу «Азбука вязания» Максимовой, и я погрузилась в вязание с головой. Другая бабушка, Лида, жила в селе Ладыженка Черкасской области. Мы с двоюродной сестрой приезжали к ней на все лето. Вышивали подушки болгарским крестом цветными нитками. Впрочем, я, в отличие от сестры, всегда больше любила вязать. Это были годы, когда в магазинах, кроме «Дарничанки», никакой пряжи не было. Распускались на нитки даже старые свитера моего отца…
— Когда Вы связали себе первый наряд?
— В то время я уже училась в школе. Это был свитер неопределенного цвета и размера, мама помогала мне считать петли, модель не сходилась с выкройкой. Первые две вещи я так и не надела, поскольку они были непригодны к носке. На первых порах было испорчено очень много: то маленькая горловина, то рукава разной длины. Из–за этого я плакала и даже резала свои изделия. Однажды родители пошли со мной на «толчок» и купили прибалтийскую шерсть, настоящую! Такого качества пряжи я еще не видела, сногсшибательный цвет. Но вязать из нее побоялась, отдала женщине, которая связала для меня свитер по заказу. Со временем я, конечно, преодолела неуверенность.
— Наверное, в университете Вы были самой модной студенткой?
— Нет. На вязание у студентов филологического факультета не оставалось времени. К тому же на четвертом курсе у меня родился сын. Мама умерла, поэтому речь шла не о модных штучках, а о том, чтобы выжить. Мое увлечение вязанием вытеснили другие заботы. Вновь сесть за рукоделие захотелось, когда я вышла из декретного отпуска. Денег на наряды не хватало, но хотелось выглядеть модно. Покупала журнал «Сабрина» («Бурда моден» стоил дороже), вязала по выкройкам, а когда модель выходила из моды, распускала и вязала из этих же ниток новую. Сын Дима ходил в детсад в стильном свитере в божьими коровками, который я связала из трижды распущенных своих нарядов.
Кстати, мое увлечение передалось сыну. Это произошло довольно неожиданно. Однажды летом, когда Дима закончил девятый класс, мы переехали на дачу. Рядом не было компьютера, Интернета, появилось свободное время. И он вышил бисером икону. «Мама, — говорит, — это так интересно!» На первое сентября сын подарил сестричке собственноручно расшитую вышиванку. Тереза гордится и всем рассказывает, что это подарок брата. Иногда он возвращается к вышиванию, когда позволяет время. Например, нынешним летом в ожидании результатов вступительной кампании (Дима поступил в Центральноукраинский национальный технический университет) он вышил сложнейший рисунок — тигра. Интересно, что творческий процесс у него происходит под звуки тяжелого металла.
— В Вашей коллекции есть вещи, выполненные в особенной технике — фелтинг, или валяние. Где вы этому научились?
— Это еще называют рисованием шерстью, или шерстяной акварелью. Сегодня в Интернете столько возможностей, что только ленивый не может ими воспользоваться. Но когда я начинала работать, эта техника фактически только возрождалась. Никакой информации не было, я видела только готовые работы и посетила пару мастер–классов. Спасибо мужу, он всегда меня поддерживает и финансирует мои неимоверные и порой дорогостоящие увлечения. Но есть и трудность — я не умею рисовать. Впрочем, шерсть сглаживает все шероховатости.
— Увлечение рукоделием стало для вас не только источником вдохновения, но и подспорьем для семейного бюджета.
— Скажу больше: восемь лет это было моей основной работой. Я родила дочку, ушла из издательского дела (я работала редактором печатного издания) и стала полноценной домохозяйкой. Сначала захотела нарядить свою принцессу, затем начала вязать на заказ для знакомых. Муж купил мне вязальную машину, и это еще больше помогло мне развить и развернуть свое хобби. Я послала свои идеи развивающих игрушек и детской одежды и победила в конкурсе журнала «Мой малыш». Когда я увидела на развороте фото своей дочери, поняла: я все–таки кое–что умею. Это стало переломным моментом, когда я поверила в себя и стала развиваться как дизайнер одежды. У меня были свои постоянные клиенты, правда, не в Кировограде. В основном это люди из соседних с Украиной стран. К сожалению, большинство украинцев не может себе позволить такое удовольствие как экслюзивная авторская одежда. Сегодня рукоделие — это хобби, которое позволяет мне модно одеваться самой и одевать своих детей. Большую часть времени я отдаю работе в школе, поэтому времени и энергии на вышивку и вязание не хватает. Наверное, не зря говорят: «Що занадто, то не здраво». Я за свою жизнь так навязалась, что хочу отдохнуть.
Людмила Макей