«Люди меня вывели в люди»
Літ сорок знаю сім’ю Чорноморченків, але здалеку. В останні роки зблизились завдяки спільним друзям музею — Вірі Махоріній та Миколі Левандовському. Живі допомагають, пам’ять мертвих шануємо разом. А про активістів наших хочеться розповісти. Першою розпитала Світлану Іларіонівну Чорноморченко. Ось її розповідь, яка варта роману…
...Родилась в семье колхозников. Вся родня из пгт Добровеличковка Кировоградской области. Оба дедушки работали в колхозе (столяр и комбайнер), бабушки были птичницей и дояркой. Отец — Силенко Илларион Ильич — тракторист, потом бригадир тракторной бригады. Мама работала в колхозе на разных работах. В 1938 г. тракторная бригада отца вышла в передовые, внедряя стахановские методы работы на Кировоградщине, и была награждена орденом Ленина. Это была первая бригада в области, получившая такую высокую награду в сельском хозяйстве. Отца направили на учебу на годичные курсы механизаторов в Кировоград. Затем отца принимают в ряды КПСС и избирают председателем Добровеличковского райисполкома. С этой должности его призывают на фронт в 1941 году. Отец уже имел семью, двоих детей.
Когда фашисты ворвались в Украину, семьи коммунистов начали расстреливать. Нашу семью эвакуировали в Казахстан, где я и родилась в 1943 году. Мой отец прошел всю войну от Сталинграда до Берлина под лозунгом «За Родину, за Сталина — вперед!». Попросил маму, если родится девочка, назвать Светланой в честь дочери Сталина (С.Аллилуевой). Такова история моего имени…
Отец вернулся с фронта в звании подполковника. Был награжден многими наградами: за битву под Курском — мотоциклом; за битву под Сталинградом — легковой машиной; за Берлин — именными часами Кремля, орденами и медалями. Все его награды и личные вещи находятся сегодня в Добровеличковском краеведческом музее в комнате боевой славы района.
В 1944 году наша семья возвратилась из эвакуации в Кировоград, куда отца перевели на должность заместителя председателя облисполкома по сельскому хозяйству.
В 1950 году старший брат был призван на службу в армию, а я пошла в школу. Отец ушел из семьи. Мы остались с мамой и старшей сестрой, которая болела врожденным пороком сердца. Начались школьные годы, отнюдь нелегкие. Суточные очереди за хлебом, за полкило масла дежурили по несколько суток.
Была «роскошь»: мама давала в школу 10 копеек на два пирожка и школьную булочку. Еще помню хлеб с вишневым вареньем, которого мама варила на целый год, потому что у бабушки был вишневый сад. Варенья за школьные годы я так наелась, что сегодня вздрагиваю при упоминании о нем.
В школе я училась хорошо. На родительских собраниях мама обо мне слышала только хорошее и гордилась мной.
Одевали меня скромно и просто. Школьная форма и передники (черный и белый) были из простой ткани. Зато белый воротничок обязательно пришивала каждый день, как в армии. Пионерский галстук был тоже из ситца, а я мечтала о шелковом, как у многих одноклассниц. Он появился у меня только в 7-м классе, а в 8-м уже была принята в комсомол. В это время проводились школьные вечера с танцами под музыку из школьной радиорубки, под пластинки. До сих пор помню «Ах, Одесса моя ненаглядная» в исполнении Утесова…
Я была очень активной пионеркой, председателем совета пионерской дружины школы. А затем активной комсомолкой и комсоргом школы. Закончила школу с серебряной медалью (не дружила с геометрией).
…В 5-м классе учительница повела нас в театр, и я впервые увидела спектакль «Королевство кривых зеркал» в театре русской драмы им. Кирова. Впечатленная увиденным, я записалась в драматический кружок Дворца пионеров. Хорошо помню своего руководителя Елизавету Песко. Как бывшая актриса, она учила нас: сцена — это святое место, доступное не всем. Сцена любит красоту. Если мы хотим туда попасть, должны научиться красиво одеваться. Эта наука осталась со мной на всю жизнь. Не могу смириться, когда сегодня на сцене (эстраде) вижу исполнителей высокого ранга в футболках и пр.
После окончания школы решила поступать в институт. Сдала только два экзамена, и в семье случилась беда — умерла 22-летняя старшая сестра. В институт я не попала, пошла работать на хлебозавод рабочей. Никогда не забуду: вошла в цех, как в доменную печь. Жара невыносимая, шум техники, крики, матерщина... Я — комсомолка, правильно воспитанная, в свои 17 лет услышала такое впервые. Приходя со смены (а я работала в три смены), стонала от боли в руках и ногах, горько плакала от сознания безысходности.
Но через полгода судьба мне улыбнулась. В моей родной школе №14 узнали, что я не поступила в институт, семья пережила горе и я тяжело работаю. Прислали ко мне домой моего классного руководителя. Она отвела меня в школу к директору. Директор принял меня тепло, по-отцовски, предложил срочно оставить свою «доменную печь». А через день, 1 сентября, в качестве старшей пионервожатой я стояла на школьной линейке рядом со своими учителями. И началась работа в родном педагогическом коллективе. А далее, как я люблю говорить: «Люди меня вывели в люди».
Успешная пионерская работа привела меня в горком комсомола, где я возглавила отдел школ и студенческой молодежи. Спасибо умнейшему первому секретарю горкома А.И.Ницою (царство ему небесное), который научил меня работе с людьми.
Еще работая пионервожатой, благодаря коллеге из СШ №16 Инне Богуславской (известной театралке), попала в драмкружок ДК им. Калинина. Меня тепло и любезно встретили режиссер А.М.Флейшман — фантастический театрал и Н.Е.Левандовский — мэтр сцены. Это был сон. Началась моя театральная жизнь и учеба театральному мастерству.
Я впервые вышла на большую сцену. Затем драмкружок стал театральной студией. Наш режиссер стажировался в Ленинградском Большом драматическом театре у главного режиссера Г.А.Товстоногова и все полученные знания передавал нам. Мы впервые узнали о К.Станиславском и его театральной школе. Я получила первые роли в драматических спектаклях «Однокурсники», «Аргонавты», «Чудесный сплав». Начались первые удачи: победы на областных конкурсах «Театральная весна», затем — на республиканских и, наконец, на Всесоюзном фестивале в Москве, где была сыграна оперетта «На рассвете». Жюри фестиваля присвоило коллективу звание «Народный театр оперетты». Основным героям спектакля (в т.ч. мне и Петру Черноморченко) были вручены медали лауреатов фестиваля. Как победителей в Кировограде нас встречали с большими почестями. Переполняли эмоции и слезы радости: прибыл поезд «Москва — Кировоград», а на перроне — духовой оркестр, цветы, поздравления.
…Народный театр оперетты поставил много известных спектаклей, среди которых «Сильва», «Марица», «Вольный ветер», «Мистер “Х”», «Свадьба в Малиновке» и др. Попасть на спектакли было практически невозможно. Очень жаль, что сегодня в нашем государстве все лучшее в культуре «талантливо» развалено.
Работая в ДК им. Калинина, я поступила в Ленинградский институт культуры (закончила заочно) и стала женой Петра Черноморченко, с которым познакомилась в самодеятельном театре. Тогда и образовалось наше духовное, творческое трио: Светлана и Петр Черноморченко, Николай Левандовский. В творческом единстве, плечом к плечу мы были практически всю жизнь — 55 лет. Делили и радость, и горе. У нас было много общих друзей, среди которых М.И.Барский, В.С.Подольский, В.С.Цыпин. Мы проводили творческие тусовки, семейные праздники.
Закончив институт, я перешла работать в культуру, оставив карьеру в комсомоле. Трудилась в первой тройке организаторов вновь созданного Кировоградского областного театра кукол. Его первым директором стала В.И.Махорина — образцовый руководитель и лучшая подруга до сегодняшнего дня.
Затем работала в областном управлении культуры инспектором отдела искусств.
Специфику работы театра кукол я знала. Кукольник может справиться с работой и в драматическом плане. Об этом говорят их превосходные спектакли для взрослого зрителя, поставленные сегодня в нашем, я с гордостью говорю, Академическом областном театре кукол. Это «Собачье сердце», «Декамерон», «Вий» и др.
Курируя работу драмтеатра, я изучила специфику его работы. Это было сложно, но интересно. Так распорядилась судьба, что меня назначили директором театра им. Кропивницкого и я не боялась того, куда иду, — была подкована, но понимала, что это не только почетно, но и ответственно.
Я очень волновалась: как меня, молодую, первую в истории театра директора-женщину, встретят театральные зубры. Но меня встретили не в штыки, а довольно доброжелательно и до сегодняшнего дня я им благодарна, что не «съели», как прочили знакомые театралы.
Меня направили на месяц на Всесоюзные курсы директоров театров по повышению квалификации. Среди интересного, что я услышала и узнала, были незабываемые спектакли во всех театрах Москвы. Я посмотрела за месяц 23 спектакля — рекорд. Дежурная общежития, коренная москвичка, в шутку или всерьез призналась мне, что за всю жизнь такого количества спектаклей не просмотрела.
… Москва, курсы — фортуна. Наша группа курсантов была приглашена в Дом актера им. Яблочкиной на конференцию по наследию Станиславского. Я знала многих киноактеров по фильмам, отдельных боготворила за исполненные роли, других — за внешность. Но, попав в среду этой элиты, я от восторга была переполнена эмоциями. Стоя в фойе и сидя в зале, я увидела их живыми и выступающими. О.Ефремов, Н.Калягин, Е.Ханаева, Р.Нифонтова, Н.Мордюкова, Л.Касаткина, А.Попов, Н.Черкасов, Н.Сличенко, О.Басилашвили, Т.Васильева, Ю.Яковлев, Т.Логинова, С.Мишулин предстали предо мной. А в буфете за фуршетным столиком пила кофе с Г.Волчек и В.Высоцким — моим кумиром.
…Таких выступлений по различным вопросам театрального бытия я никогда больше не слышала в творческих кругах.
В нашем театре был еще один бум. В спектакле «Дикий ангел» играли приглашенные нашей дирекцией актеры Б.Ступка и В.Ильченко. Неделю мы их тепло принимали и опекали. Залы были переполнены, такого в театре давно не было. В рамках фестиваля «Лучший спектакль года» наш театр со спектаклем «Дума про Британку» выступал на сцене театра им. И.Франко, где получил высокую оценку, а спектакль был записан на республиканском телевидении.
В наш театр на творческие встречи неоднократно приезжали звезды Киевского театра им. Франко: С.Олексенко, М.Герасименко, В.Розстальный, Л.Хоролец.
…Я счастлива, что у меня и сегодня много друзей. Горжусь этой дружбой и ценю. Стремовские Тамара и Михаил — бывшие танцоры нашей филармонии, хотя и живут не в Украине, но ежегодно приезжают в гости и всегда поддерживают. В.Махорина, В.Литвиненко и Г.Стогодюк (великолепные актеры), Л.Аулина (доктор), семья Галины и Володи Еднак — всех не перечесть. Это творческие, мудрые и духовно богатые люди, которые окружают нашу семью многими десятилетиями.
У нас обычная семья, звезд с неба не хватаем, но очень любим, когда в нашем доме собираются друзья. Я люблю кухню. Пеку, удивляю своими салатами, рыбными блюдами и прочей мелочью. Живем мы с мужем уже 52 года. Так быстро летит время! Дочь у нас — актриса, унаследовала родительские гены. А вот внучки далеки от этой профессии. Одна — медик, вторая — юрист. Не знаю, какой путь выберут правнуки. Их у нас трое, поживем — увидим. Скучаем, конечно, потому что все живут и работают в Киеве, видимся редко. И хоть поется в песне А. Билаша: «Літа на зиму повернули», мы — неунывающие, беспокойные, молодые душой пенсионеры. Стараемся посещать интересные мероприятия в городских библиотеках и музеях, спектакли в театрах. Святое для нас дело — ежегодные праздники народной песни и музыки «Калиновий спів», «Театральная весна Кировоградщины».
Заканчивая свою исповедь, вспоминаю стихотворение нашего большого друга и учителя, необычайно талантливого актера и поэта, голос которого звучал более половины столетия в радио— и телеэфире, неповторимого диктора, признанного «Золотым голосом Кировоградщины» Николая Евгеньевича Левандовского, чей день памяти мы так здорово провели весной в литературном музее:
Хай злодійка-біда своїм чорним крилом
Не зачепить вас, друзі, ніколи,
Хай завжди буде гостем за вашим столом
Чудотворець Микола!
Вам бажаю добра кожен день, кожну мить
І хай радість буяє довкола!
Поряд з Вами й над Вами хай вічно стоїть
Чудотворець Микола!
Мы втроем любили праздники Николая-Чудотворца, юбилеи. Мой — позади, мужа — впереди…
Записала розмову Антоніна Корінь,
науковець літературно-меморіального музею
І.К.Карпенка-Карого