Стежина № 45
Часопис Обласного літературного об’єднання «СТЕП» ім. В.Погрібного
Відповідальна за випуск Ольга Полевіна
Текст підготував Олександр Архангельський
Олена Швець-Васіна. Спогадайлики дитинства
Смішинки Ігоря і Артема
– Лікті – це коліна на ручках.
Разом з батьком дивився по телебаченню кінофільм про війну, а там – стрілянина з кулемета, розриви бомб. Він, заклопотано:
– Тату, відійди від телевізора, а то тебе вб'ють.
Після передачі «Що? Де? Коли?»:
– Мамо, давай надішлемо в «Клуб знавців» питання: «Навіщо людині вушка і ноги»? А відповідь така: «Вушка – щоби почути, що за тобою женуться, а ноги – щоб утекти!».
Запитала Ігорьочка про сусідських дівчаток:
– Синку, з ким ти одружишся, коли виростеш, – з Машею чи зі Світланкою?
– Що ти, мамо, у мене в садку ще три дівчинки є, звідки ж я знаю?!
В Ігоря свинка. Побачивши себе в дзеркалі, вигукнув:
– Я наче Портос!
– Мамо, як називається ця буква?
– Це буква «и».
– А як її прізвище?
– Артемку, яка дівчинка тобі більше від всіх подобається в садку?
– Оленка.
– А чому?
– Тому, що вона найбалуваніша!
Таємничо й пошепки:
– Мамо, ти знаєш, на кого ти схожа? На тьотю! А тато – на дядю! А я – на хлопчика!
– Мамо, відгадай загадку: «Якщо всі букви написати правильно, а букву «я» – догори ногами, що буде?».
– Не знаю, малюче.
– Та якщо перевернути аркуш, то усі букви будуть догори ногами, а буква «я» буде написана правильно!
– Артеме, якщо ти не хочеш прибирати іграшки, то я з тобою не буду гратися, а гратимуся сама у свої ігри.
– Ну, які в тебе, мамо, ігри – прання та прибирання!
– Мамо, відгадай мою загадку: без ніг, без рук, а співає!
– Ой, не знаю, Артеме.
– Магнітофон!
– Мамо, а що таке «фрукти»?
– Це яблука, груші, сливи. А ти знаєш, Артемку, як одним словом називається капуста, морква, буряк, картопля?
– Знаю, це борщ!
* * *
Александр Архангельский. Осенние мотивы
Вишня сбросила лист –
обнажила до веточки сущность.
Воздух холоден, чист.
В ожиданьи морозов грядущих
мир угрюмо застыл,
словно ворон, – нахохлен, недвижен.
Ни к чему пара крыл,
если жизнью раздавлен, унижен.
Если холод внутри, –
не согреть ни огнём, ни одеждой.
Мне в глаза посмотри –
и зажги в них хоть искру надежды.
* * *
Скворцов перелётная стая
на дерево села, крича,
что крылья в полёте устали,
что холодно им по ночам,
что манят их дальние дали,
что ждёт неизвестность в пути,
что гнёзда они побросали,
что доля такая: лети
от зимних морозов трескучих,
от лютых метелей и вьюг…
…Скворцов синеватая туча,
вспорхнув, улетела на юг…
* * *
Пятна красного, синего, рыжего
расплескались в палитре художника.
Перспективою дальнею, ближнею
выражает он то, что тревожило,
что вело от рожденья до старости,
от зелёного – яркого, броского –
вплоть до тусклых цветов побежалости,
что на стали остались полосками,
ведь её закаляли без жалости,
и меха раздували кузнечные,
но забыли о самой о малости –
отпустить, дать ей волю – беспечные.
Но отпущены вожжи природою –
заиграли тона разноцветием…
…В чувствах нежных, в желаньях свободна ли
и честна, откровенна? – ответь ты мне.
Не скрываясь под разными масками,
ты – хоть изредка – всё же позванивай.
Доктор Осень, излечивай красками,
не микстурой с латинским названием.
* * *
Мазок – и на палитру бирюзою
плеснулась осень – золотом и медью.
За пёстрой разноцветной мишурою
в изломах проступают руки-ветви.
И, ветру уступая, понемногу
листва, кружась, спадает, словно платье:
вчерашние деревья-недотроги
сегодня возжелали разом снять их.
Так женщина пред тем, как обнажиться,
блеснуть стремится лучшим из нарядов.
Что прячет наготу – листом ложится
в минуты откровенья-листопада.
В разгаре бал осенний в буйстве красок.
Мы в ожиданьи трепетном развязки:
всё ближе, ближе час срыванья масок
и окончанья миг волшебной сказки.
* * *
К равноденствию солнце стремится.
Осень властно вступает в права.
И – в комод лета лёгкие ситцы!..
Злато крон и небес синева
на холсте расплескались пленэра –
доминантой в палитре Творца.
Всё, что есть, принимаю на веру,
скрип заслышав судьбы колеса.
* * *
Белёсое поле – шифоном
всецело окутал туман.
Деревьев размытые кроны –
оптический трюк и обман.
И низкое солнце повисло
неярким пятном в вышине.
Осенние чувства и мысли –
ни всплеска, ни страсти в них нет.
Вид из окна
Блёклый узор нитью серою вышит:
серые воды и серая твердь,
серые стены и серые крыши,
серая кошка и серая ветвь.
И ни светов, ни теней – полутени.
И никого – ни единой души.
Как у дальтоника, выцвело зренье –
радужный спектр неуместен, фальшив.
Вкраплено жёлтое жухлою краской:
редкие листья на сером – деталь.
На небе сером узором «дамаска»
стая воронья, летящая вдаль.
На полотне серый тон – доминанта.
Серые сумерки. Серые сны.
Осень. Ноябрь. У притихшего сада
дума одна: как дожить до весны?..
* * *
Октябрьский день… Тепло нам жалует погода:
вдогонку лето шлёт последнее «прощай».
Горит калины куст, пылает, как свеча,
лист золотой плывёт в лазури небосвода.
Аккорд мажорный лёг в канву минорной коды –
и мигом унеслась осенняя печаль.
И осязаем стал заветный тот причал,
где обретёт душа желанную свободу.
Но… ночь своё возьмёт – утихомирит страсть,
внезапный тот порыв представит, как напасть,
а утро скроет даль туманной пеленою.
Природа сменит ритм, от суеты устав,
остудит пыл и жар дождями и росою.
И вгонят в дрожь зимы холодные уста.
* * *
Листва опала. Кое-где
ещё дрожит листок.
Ноябрь в природе – он везде,
куда пробраться смог.
А у меня ещё апрель –
я затерялся в нём.
И не решил ещё, поверь,
что делать с ноябрём.
Я не смотрю на календарь,
лишь изредка – в окно.
Апрель? Ноябрь? – безлиста даль.
А мне не всё ль равно?
Живу я встречами. Разлук
считать я не привык.
А ни душевных ран, ни мук.
В цене – лишь встречи миг!
* * *
Вот уже и в охре клён
и рябина сплошь в кармине.
Непреложен сей закон:
что цвело и зрело, – сгинет.
Что тревожило, – уйдёт,
растворится сизым дымом.
Молод духом я, но вот
вместо смоли сплошь седины.
* * *
Шелестит листва под лёгким ветром,
говоря о чём-то – о своём.
Пробралась к нам осень незаметно
и вошла хозяйкой в сад и в дом.
Овладела душами, умами,
стрелки на часах перевела.
Мы её к себе впустили сами,
подустав от летнего тепла.
Календарь листая неустанно,
потянулась к осени рука.
Осень, ты, как женщина, желанна –
властна, переменчива, ярка.