Кропивничанка Людмила Френчко: Создай себя сам

  • 11 черв. 2020 12:38
  • 2739
    • Стаття Кропивничанка Людмила Френчко: Создай себя сам Ранкове місто. Кропивницький
     
    Конечно, любому человеку способности к определённому виду деятельности даны природой. Но это ещё ни о чём не говорит, в том числе и об обязательном успехе. Чтобы добиться чего-нибудь в жизни, человек обязан прикладывать максимум усилий. Многие люди не имеют достаточно силы воли, чтобы организовать себя и работать над усовершенствованием своей личности. А если научиться распределять время, то коэффициент полезного действия будет ещё выше.  
     
    Человек идёт к намеченной цели. Но какова она? Высокую ли планку себе наметил? Ведь можно музыкальные от природы способности ограничить, научившись исполнять лишь «В лесу родилась ёлочка», а можно стремиться к тому, чтобы виртуозно сыграть, например, на баяне, сложнейшие в техническом отношении произведения Баха. 
    О том, чего может добиться человек, как создавать и совершенствовать себя, рассказывает преподаватель-методист Кировоградского музыкального колледжа Людмила Френчко – верный друг и партнер нашего литературно-мемориального музея Карпенко-Карого, лауреат областной премии имени А.Осмёркина.
     
    Людмила Ивановна, расскажите, пожалуйста, как Вы создавали себя сами? Видно, что Вы многим интересуетесь, многое успеваете, буквально с первого дня работы в музыкальном коллеже руководите творческим клубом «Вдохновение». Ведь нелегко это. Да и профессия преподавателя литературы и художественной культуры требует того, чтобы постоянно «быть в форме», то есть много читать.
     
    – На этот вопрос однозначно не ответишь, потому что человек создаёт и формирует себя в течение всей своей жизни. Он должен постоянно «видеть» себя со стороны и объективно оценивать. Это важно. А если будешь любоваться каждым своим поступком, то ничего не получится, потому что ты потеряешь способность быть самокритичным.
     
    – А семья способствует? Я имею в виду прежде всего ту семью, в которой вы родились и выросли. Родители, может быть, видели в Вас, допустим, будущего инженера или юриста, а Вы стали учителем. Настаивали на Вашей профессии? Какие чисто человеческие качества развивали? Другими словами, что в Вас из семьи?
     
    – Во-первых, любое окружение накладывает отпечаток, и проявляется он в привычках, вкусах, в речи, манере разговаривать с людьми и т.д. Так всегда было. Поэтому вполне нормально, что у меня многое из семьи, от родителей, которые, кстати, ответственно относились к воспитанию своих детей и очень строго. Хорошее и плохое постоянно анализировалось. У моего отца интересный подход был к нашим шалостям, каким-то отрицательным проявлениям. Он всегда смотрел на это с позиции: не навредит ли это тем, кто рядом с тобой находится. Если от твоего недостатка будешь страдать только ты – то и Бог с тобой, позже сама поймёшь, время многому научит.
     
    Но если от твоих поступков плохо окружающим – то тут держись! Особенно не любил он лжи, он сам был на редкость порядочным человеком. У него было очень обострено чувство справедливости, он не мог хитрить и изворачиваться. Как ни странно, но часто страдал из-за этого. Надо сказать, что в этом смысле я похожа на своего отца, особенно обострённым чувством справедливости. Я так же, как и он, не могу действовать хитростью и ловкостью, так что люди «деловые», наглые могут меня обойти в чём-то. Но это не значит, что я жалею, что не могу орудовать такими же методами. Просто я стараюсь обходить тех людей, которые не очень щепетильны в нравственном отношении.
     
     
     
     Мама в нас развивала самостоятельность, учила обдумывать свои решения. И буквально с пелёнок внушала нам, что нужно хорошо учиться, тогда мы многого добьёмся в жизни. Это именно она заботилась о нашей духовности, способствовала тому, чтобы интересы у меня и у моих сестёр были самые разнообразные. Она чуть-чуть наивно полагала, что для хорошей карьеры достаточно только всего положительного. Оказывается, жизнь показала, что карьеру быстрее делают нахрапистые, наглые люди, но они и теряют её быстрее. Материально такие люди выигрывают, а в духовности проигрывают. И часто тяжелее расплачиваются за это. Так что я не жалею, что меня в семье не научили «шагать по трупам», изворачиваться, меня больше устраивают другие мои качества.
     
    Кстати, хорошая учёба мне всегда помогала, только, может быть, эта помощь не всегда так быстро ощущалась и проявлялась. А училась я действительно хорошо. И я, и мои сёстры были отличницами, я школу окончила с медалью. Так что если у меня что-то и получалось в жизни, то только благодаря знаниям и упорству. И ещё я хотела бы остановиться на таком важном моменте, который у меня из семьи: родители учили меня правильно распределять своё время, не тратить его на ерунду. Наверное, поэтому я многое успеваю в жизни. А что касается профессии преподавателя. Было такое, что отец намекал, чтобы я поступала в политехнический институт, так как у меня были отличные оценки по математике, и он всегда говорил, что из меня выйдет хороший инженер. Мама же во мне видела хорошего врача, так она всегда говорила. А я вот воспользовалась тем, что родители не настаивали на выборе профессии, и поступила на филологический факультет Киевского университета имени Т.Г.Шевченко. Как и хотела.
     
     
    – Людмила Ивановна, но ведь были же у Вас какие-нибудь недостатки, дурные привычки? Как Вы с ними боролись?
     
    – Почему были? Они и сейчас есть. Тут дело в другом. Нужно постоянно соглашаться с тем, что у тебя есть недостатки и делать всё возможное, чтобы не выставлять их напоказ, уметь себя контролировать. И главное, чтобы они не мешали другим людям, не задевали их самолюбия. Допустим, я могу быть вспыльчивой. Но одно дело, когда это реакция на поведение какого-нибудь довольно-таки мерзкого человека.  Тогда это нормально воспринимается и мною и окружающими. Совсем другое дело, когда тебе где-то испортили настроение, и ты, не контролируя себя, можешь своей вспыльчивостью испортить настроение другим. Вторая ситуация – это тот случай, когда приходится «нажимать на тормоза». Это сложно, я знаю. Я стараюсь себя контролировать по максимуму. Конечно, бывают срывы, мне бывает стыдно за себя, но после этого ещё ответственнее стараюсь относиться к себе.
     
    – Вы за здоровый образ жизни?
     
    – Конечно. И я не придерживаюсь принципа: «Мы живём, чтобы есть». Скорее наоборот: «Мы едим, чтобы жить». А если совсем серьёзно, то здоровый образ жизни помогает осуществлению многих планов. Я люблю активный образ жизни. Путешествовать, заниматься плаванием. Я родилась и выросла в сибирской части Урала, рядом горы. Очень любили мы, школьники, ходить в поход в горы, подниматься на вершины невысоких, но всё-таки гор. Я несколько раз была на вершине горы Кумба (это Средний Урал). Последний раз я там была несколько лет назад, но вершину я уже не одолела. Видимо, возраст уже не тот, а может ещё и потому, что спортом, нет не спортом, просто физической культурой я мало занимаюсь – нет времени. Понимаю, что это плохо, но пока ещё не переборола себя. Это тоже один из моих недостатков. Ушли в прошлое мои катания, и совсем не плохие, на лыжах, коньках, езда на велосипеде.  Кстати, о последнем я больше всего сожалею, потому что езда на велосипеде нужна людям всех возрастов. Это и здоровье, и физическая закалка. Правда, иногда пытаюсь встать на коньки, как говорится, вспомнить молодость. Один раз в неделю хожу плавать в бассейн. Удивляюсь некоторым нашим студентам (меня это просто шокирует), старающимся под любым предлогом не прийти на уроки физкультуры. 
     
     
    Неужели не понимают, что это нужно для здоровья?! Посмотрите на их осанку: кривые, горбатые, толстые, неподвижные. Занятия музыкой не требуют большой физической активности, поэтому нужно использовать любой шанс, чтобы компенсировать свою неподвижность.
     
    – Вы проводите много экскурсий для студентов и не только по городу. «Хутор Надия», музей А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в Каменке Черкасской области, усыпальница генерала Николая Раевского в с. Разумовка Кировоградской области, дендропарк «Софиевка» в Умани, Канев, Чигирин… И почти везде вы работаете как экскурсовод. Это же сколько нужно знать!
     
     
    – Да, действительно экскурсоводу знать нужно очень много. Тебе приходится быть вечным учеником. Но у меня и диплом экскурсовода есть. Я его получила ещё в 1984 году. И с тех пор постоянно пополняю свои знания. Они мне очень помогают на уроках литературы и истории культуры Кировоградщины.
     
    – Как Вы считаете, Людмила Ивановна, для того, чтобы достичь цели, надо полагаться на везение или на трудолюбие?
     
    – Конечно, на трудолюбие. Я вообще по натуре трудоголик. Может быть, мне в чём-то в жизни и повезло бы, но я всегда опережала события, бежала впереди поезда, как говорят в народе, полагалась только на себя.
     
    – А сила воли есть у Вас?
     
    – Вообще хватает. Считаю, что она имеет решающий фактор не только в достижении трудовых успехов, но и вообще в жизни. Именно сила воли приказывает внутреннему голосу в ответственный момент произнести решительное: «Нет!»
     
    – Как Вы относитесь к тем, кто не тратит силы на формирование себя как личности и плывёт, что называется, по течению.
     
     
    – Очень отрицательно. Плыть по течению – деградировать как личность. Это не по мне.
     
    – Вы и в школьные годы много успевали?
     
    – Да, я была хорошо загружена. Играла в народном театре, в школе была активисткой. Там есть вечная традиция: если ты отличник, то и вся общественная нагрузка на тебе. Кем я только в школе ни была! И редактор газеты, и писала сценарии ко многим мероприятиям, и участвовала в школьных кружках, играла в народном театре. Мы почти все были тогда такие ненормальные. А если учесть, что я постоянно участвовала в каких-то олимпиадах, то времени свободного и тогда у меня не было. Родители всегда мне говорили, что не заметили, как я выросла и вылетела из гнезда.
     
     
    – Значит, всё-таки всё формируется в семье?
     
    – Всегда считала, что всё формируется в семье. Убеждалась в этом много раз на протяжении долгих лет преподавательской деятельности и общений с родителями. Не имею в виду только гены. Идеалы. К чему стремиться, что в себе воспитывать, от чего избавляться, что приобретать, что мне это даст. И всегда учиться. Может это и банально, но я из той породы людей, которые с годами, имея опыт и знания немалые, чувствуют неудовлетворённость, иногда даже, имея за плечами, как я, например, три университета, что ты ничего не знаешь. И вновь появляется желание учиться, что-то для себя открывать. А семья должна способствовать развитию. Вспоминается, как лет 5-6 назад со мной беседовал отец одного нашего неуспевающего студента. Как сейчас помню, он обращается ко мне со словами: «Посмотрите на меня внимательно – я похож на дурака?» Я не сразу поняла, о чём речь. (Трудно ответить на такой вопрос сразу). А он продолжает: «Я в своей жизни не прочитал ни одной книги, но тем не менее у меня неплохой бизнес». Кроме книг есть другие ценности, и они пропечатаны на лице этого родителя. Поэтому и у сына желание развиваться духовно никогда не появится. Вот в таких семьях и вырастают подобные дети.
     
    – Чувствуется, что в семье, где вы выросли, духовные ценности были на высоте. Видимо, Вы уже в школьные годы твёрдо решили, что свяжете свою жизнь с преподаванием литературы?
     
    – Слава Богу, что я выросла в семье, где ценились знания и духовные ценности были на высоте. Со школьной скамьи я уже знала, что моя профессия будет связана с литературой и искусством (хотя, по большому счёту, литература – это тоже искусство, искусство слова). Может быть, с журналистикой. В школе писала много, вообще была отличницей, медалисткой. 
     
        Так случилось, что после окончания университета имени Т.Г. Шевченко я начала преподавать русский язык и литературу. Преподаю по сегодняшний день. Я хочу вспомнить сейчас любимое высказывание одного из моих университетских преподавателей, который подчёркивал, что учитель-филолог в школе (и не только в школе) профессия особенная. Грош тебе цена, если ты будешь знать только программные литературные произведения и в совершенстве разбирать предложения. Ты тогда будешь обычным ремесленником. Ремесленничество хорошо, но только не в сфере духовной деятельности. Хороший педагог-филолог – это и историк, и искусствовед, и немного актёр. В общем, ты должен быть «ходячей энциклопедией» (кстати, «ходячая энциклопедия» - это моё школьное прозвище, я почему–то очень обижалась на него, сейчас меня так не называют, и уж точно, я бы на него не обижалась). Возможно, увлечение театром, изобразительным искусством – это и есть этапы становления «ходячей энциклопедии», желание много знать и уметь, чтобы преподавать качественно. 
     
     
         К сожалению, в последнее время часто хороший или плохой преподаватель оценивают не по твоему профессиональному мастерству, а по другим качествам: умению быть конформистом, на многое закрывать глаза, иногда поступать против совести. Но всё равно есть ребята, которые благодарят тебя за урок, мол, слушали на одном дыхании. Как только таких не будет ни одного, сразу уйду с преподавательской деятельности, и не потому, что я стала плохим учителем, скорее, не вписалась в современную жизнь с её не совсем понятными мне требованиями.
     
       И ещё помню, что тот же преподаватель говорил, что самая большая нагрузка во внеклассной работе ложится на плечи именно преподавателя-филолога. Это и экскурсии, и театральные кружки, всевозможные литературные конкурсы. А если ты плюс ко всему ещё и преподаёшь художественную культуру (культурологию), то тогда дополнительная работа, связанная с искусством: видеопроекты, презентации… Так что творческий клуб «Вдохновение» Кировоградского музыкального колледжа с литературно-театральной и искусствоведческой группами – это моя внеклассная работа по литературе и художественной культуре, другими словами, более углублённое изучение отдельных тем, на которые на уроках отводится мало времени.
     
    – Создавать себя нужно в течение всей жизни? Или достаточно того, что ты развил в себе в молодые годы, а потом, в зрелые годы, только оглядывайся назад?
     
    – Конечно, в течение всей своей жизни. Ошибается тот, кто считает, что в зрелые годы человек только и делает, что оглядывается на пройденную жизнь. Однако зрелость – весьма продолжительный период жизни, длящийся минимум тридцать лет. А тридцать лет оглядываться – шея заболит. Поэтому люди и старшего возраста стремятся не столько оглядываться, сколько жить, ежедневно совершенствуя себя. Тогда и старость не придёт никогда. И учиться никогда не поздно. Я вот своё третье высшее образование начала получать, когда мне было 40 лет с хвостиком. И сейчас бы училась. Я думаю, желание постоянно учиться – в генах любого преподавателя. Кстати, мой творческий клуб «Вдохновение» - это не только внеклассная работа по литературе и искусству. Это и возможность совершенствоваться мне как преподавателю.
     
    – Расскажите о «Вдохновении».
     
    – Творческий клуб начинался в 1987 году с обычных литературно-музыкальных вечеров, организаций встреч с писателями. Затем стали готовить отрывки из пьес, инсценировать лучшие произведения украинской и мировой литературы. «Лепим» образы персонажей. Мы анализируем разные варианты воплощения образов через слова, фразы, мизансцены. Наверное, никогда мы не сделаем это так профессионально, как настоящие мастера сцены, но кое-какие особенности сценического мастерства мы почувствуем и попробуем их передать. И главное – полюбим театр. А это важнее всего.
    Основная цель: способствовать эстетическому воспитанию студентов и в том числе их как зрителей. Я часто произношу такую фразу: «Хочу, чтобы из вас выросли квалифицированные зрители профессионального театра».
     
     
    Нашему «Вдохновению» в октябре будет 33 года. Даже страшно эту цифру называть. Украинская и зарубежная классика. Современные пьесы. Обсуждаем, с чем будем работать. Что ребятам интересно. Иногда и к юбилейным датам что-то готовим, иногда раскладываем по полочкам произведения, изучаемые на уроках. Из последних – «Носороги» Эжена Йонеско, «Мина Мазайло» Н.Кулиша, «Пигмалион» Б.Шоу. Когда несколько лет назад готовили большое мероприятие, посвящённое древнегреческой культуре, то сам Бог велел сделать отрывки из «Антигоны» Софокла, «Лисистраты» Аристофана и «Эзопа» Фигейредо. Буквально на днях у нас колледже была творческая встреча с кировоградским писателем Борисом Ревчуном, во время которой показали в том числе и отрывок из его пьесы «Джекпот».
     
        
       А искусствоведческой группе 13 лет. Если сказать честно, то первоначальный замысел был следующий: создать самой себе учебные пособия по художественной культуре Кировоградщины. Сначала были презентации, а сейчас в основном у нас видеопроекты. Самый большой из них – «Світ у чуттєвих образах». В этом цикле уже много фильмов. Каждый  посвящён творчеству какого-то одного художника. Ребятам нравится такой вид работы. Собственно, в 2013 году я стала лауреатом премии имени А. Осмёркина в номинации «Искусствоведение» как журналист, написавший серию статей по художественной культуре Кировоградщины и за создание видеопроектов о художниках и архитектуре нашего края.
     
    – А как же отдыхать?
     
    – Есть очень древнее высказывание, я бы даже сказала закон, который всегда в силе: «Отдых – есть смена деятельности». Вот я и стараюсь, по возможности, так отдыхать. Может быть, это и звучит парадоксально, но я устаю от ничегонеделанья. И сон до обеда для меня тоже не отдых. Я придумываю для отдыха что-нибудь оригинальное. Отдых – это тоже искусство. Но этому виду искусства я ещё не очень хорошо обучена. Но для посещения театра время нахожу всегда.
     
    – А семья разделяет Ваши взгляды? Муж, дети и их семьи – всегда были Вашими союзниками?
     
    – Да, они все такие же «ненормальные», как и я. Энергия аж зашкаливает. Они все многим интересуются, возможно, поэтому (как ни парадоксально это звучит) многое успевают. Муж был скульптор (Царствие ему Небесное!), дочь - преподаватель музыки, внучка занималась художественной гимнастикой, танцами, училась в художественной школе, сын закончил музыкальную школу по классу скрипки.
     
     
    – Людмила Ивановна, расскажите о Ваших планах на ближайшее время?
     
    – Дописать книгу, значительную часть которой составят мои статьи, опубликованные в течение многих лет в газетах. И все они написаны на краеведческом материале. Своеобразный краеведческий калейдоскоп – размышления о родном крае и штрихи к портретам знаменитостей степной столицы.
     
    – Творческих Вам успехов!
     
    Общалась Антонина Коринь, научный сотрудник литературно-мемориального музея И.К. Карпенк-Карого.