Беседы о танце с Анатолием Кривохижей

  • 14 лист. 2015 10:38
  • 2177
    • Новина Беседы о танце с Анатолием Кривохижей Ранкове місто. Кропивницький

     

    Кировоградщине повезло, что именно здесь родился и воплотил самые смелые танцевальные проекты выдающийся хореограф Анатолий Кривохижа  — основатель и руководитель легендарного ансамбля «Ятрань», уникальный педагог и режиссер, и не менее удивительный человек. 90–летний мастер до сих пор в строю, хоть и не выходит из своей маленькой квартирки из–за болезни. Единственным окном в мир для него является ноутбук, который дает возможность быть в курсе событий и вести переписку с коллегами, живущими на других континентах.

    Накануне юбилея Анатолия Михайловича я побывала у него дома. Даже не верится, что здесь живет человек, которому рукоплескал мир. Скромное убранство типичной кировоградской «двушки» со старой мебелью, отсутствием евроремонта и почти спартанской простотой убранства как–то не вяжутся с титулами «народный артист Украины» и «почетный житель Кировограда». Рядом с диваном, на котором сидит мой собеседник, стоит пара костылей — без них после неудачно проведенной операции на колене (сказались перегрузки бывшего танцора) он не обходится. 

    — Даже не знаю, что вам рассказывать, — говорит Анатолий Михайлович. — Лучше я подарю вам свою книженцию «На Богом избранной земле». Это сувенирное издание для друзей издано на деньги Глеба Цуканова. Тираж всего 50 экземпляров, но там все обо мне сказано. Здесь — мое мировоззрение и итоги 90 лет жизни. 

    Пока автор подписывал мой подарок, я все же не могла удержаться от вопросов. Так, слово за слово, завязался разговор.

    — Анатолий Михайлович, откуда вы черпали знания по теории танца?

    — Так случилось, что в Украине не было своих книг по композиции и искусству балетмейстера, — говорит Анатолий Кривохижа. — Никто ничего не писал, даже великий Павел Вирский. В Западной Украине выходили отдельные книги на польском языке. Роман Герасимчук, Владимир Шухевич, Андрей Гуменюк исследовали вопросы украинского народного танца, собирали и записывали обрядовые танцы, но не занимались композицией. Есть толстая книга Юрия Станишевского «Украинский балетный театр», в ней освещается только фактаж. А как делается танец, более 250 лет назад написал французский балетный танцор, хореограф и теоретик Жан–Жорж Новерр в книге «Письма о танцах и балете». В России взялся за эту тему Ростислав Захаров, который считается родоначальником русского драматического балета. Известны его «Записки балетмейстера» и «Сочинение танца», где есть определенные разделы и по композиции. 

    — Ваши книги о танцевальном искусстве — это тоже вклад в копилку мировой культуры. При их написании вам наверняка пришлось использовать собственный опыт, в том числе и опыт заслуженного ансамбля народного танца Украины «Ятрань».

    — Когда я ушел на пенсию и пришел преподавать в Кировоградский педагогический университет на кафедру хореографии факультета искусств, никаких книг по предмету не было. Кто где что–то нашел, то и рассказывает. Профессор Анатолий Коротков привез из Москвы программу, но к ней полагались украинские учебники. И я, чтобы восполнить этот недостаток, написал книгу «Гармония танца», которая была рекомендована министерством образования как методическое пособие для преподавания курса «Искусство балетмейстера» в вузах. Я ведь в последние пять лет сижу дома и имею возможность много размышлять над своей жизнью. Вот написал статью «О том, что было и могло быть, и чего уже нет и не может быть», она еще нигде не опубликована. В ней можно найти ответы на все интересующие вас вопросы.

    «Богом посланный случай (1957–1960 г.) — это когда после неполных двух лет работы самодеятельный коллектив из Кировограда вместе с балетной труппой Киевской оперы, ансамблем танца Украины (имени Вирского) и украинским государственным хором едет на Декаду украинского искусства в Москву, — пишет автор. — Еще на репетициях в Большом театре я догадался, что мы попали в эту компанию только благодаря тому, что имели неплохой русский танец, которого не было в вышеупомянутых коллективах. Уже тогда я понял: чтобы быть заметным, надо иметь то, чего нет у других. Прошло более десяти лет поисков собственного творческого лица.

    Успешные выступления с собственной программой в Киеве и Москве выделяли нас среди других, поэтому нас снова заметили. Вместе с ведущими представителиями советской эстрады группа «Эстрада 77», в которой были задействованы «Песняры», «Орэра» с Нани Брегвадзе и Вахтангом Кикабидзе, и ансамбль танца «Сувенир», мы повезли свою программу в США. После первого выступления «Эстрады 77» в Нью–Йорке и соответствующей рецензии импресарио вынужден был отправить ее домой.

    После нашего выступления хореограф и рецензент мирового уровня Клайв Барнс написал в газете «Нью–Йорк таймс»: «По сравнению с ансамблями танца Игоря Моисеева и Павла Вирского программа ансамбля «Ятрань» гораздо естественнее, а потому лучше: этот коллектив является лучшим в мире». Нас оставили на трехмесячные гастроли в США, Канаде и Англии. Выступления были успешными, но дома мы имели проблемы — как в Москве, так и в Киеве. Заработанные 70000 долларов мы передали Госконцерту, но в руководящих учреждениях уже было решение относительно нашего будущего. Нас показывали многим импресарио, но ехали на зарубежные гастроли уже другие.

    Как говорили мне коллеги в те времена: «Это хорошо, что закончилось так, потому что могло быть намного хуже». Со временем вроде все должно вернуться на круги своя, но большая сила инерции доконала нас, и первым не выдержал я, уйдя на пенсию. Еще некоторое время ансамбль работал без меня, ездил на фестивали, но из коллектива ушли опытные исполнители, за которыми тянулась молодежь. Поэтому, потеряв еще и поддержку нового руководства, «Ятрань» протянула недолго».

    — Анатолий Михайлович, вы верите в судьбу? Ведь вы могли бы стать, например, не хореографом, а учителем физкультуры или военным. И тогда в истории танца не было бы такого яркого и незабываемого коллектива «Ятрань» из Кировограда.

    — Да, я учился в России, в Омске. Там я заканчивал военно–ветеринарное училище, а, демобилизовавшись, закончил еще и институт физкультуры. Дважды пытался перевестись в ГИТИС, но у меня ничего не получалось. Поэтому занимался самообразованием. Работал в Омской областной филармонии. Немного позже меня пригласили возглавить танцевальный коллектив дворца культуры «Металлист» авиационного завода. Вернувшись в Кировоград, я начал создавать коллектив, который через годы стал заслуженным ансамблем танца Украины «Ятрань». Это стало частью моей жизни и судьбой.

    — А как вы отмечаете свой день рождения?

    — Никак. Я уже давно его не отмечаю. Ну, кто в моем возрасте занимается этими забавами? Для меня это уже пройденный этап.

    Продолжение следует