«ГАИ не ДАЙ» против беспредела на дорогах Кировоградщины

  • 5 вер. 2013 13:00
  • 3981
    • Новина «ГАИ не ДАЙ» против беспредела на дорогах Кировоградщины Ранкове місто. Кропивницький

    Несколько лет назад страна узнала, что можно бороться с бесчинствами со стороны некоторых сотрудников автоинспекции, которые выходят на вверенный им участок с тривиальной целью – заработать денег. Именно в  том году воспользовавшись правом на фото- и видеофиксацию в интернет стали проникать сначала единичные, а позже и массовые потоки информации о правонарушениях со стороны инспекторов ГАИ. Так начинала свою работу общественная организация «Дорожный контроль». Но они были далеко не первыми. У нас, на Кировоградщине, подобное движение с весьма красноречивым названием «ГАИ не ДАЙ» существует еще с 2007-года. И сегодня мы бы хотели представить вам одного из основателей этого движения Александром Сидоренко.

    - Добрый день Александр. Давайте начнем с самого начала. Чем конкретно занимается движение, которое Вы представляете?

    - Я являюсь одним из организаторов и активистов кировоградского движения «ГАИ не ДАЙ». Занимаемся мы тем, что выкладываем на телевидение и в интернет материалы, где зафиксированы незаконные действия инспекторов ГАИ. Все нарушения, которые попадаются нам на глаза, мы фиксируем с помощью фото-, видеосъемки, после чего, естественно, пишем заявления в прокуратуру, непосредственному руководству попавших в объектив гаишников, а также помогаем водителям в составление исков и.т.д.

    Например, если водителя остановил инспектор ГАИ, мы выясняем, законно или незаконно был остановлен человек. Если законно, мы, конечно же, примем сторону инспектора  и даже выступим свидетелями, как это бывает, если останавливают пьяных водителей, что, к сожалению, в нашей практике тоже бывало не единожды. Если же происходит беспредел со стороны инспекторов ГАИ, например, беспричинные остановки и затягивание времени с целью решить вопрос взяткой, мы не можем не отреагировать: помогаем водителю, объясняем его права, указываем представителям ГАИ на незаконность их действий.

    - Сказывается ли ваша деятельность в движении на отношения с работниками ГАИ?

    - На данный момент, на протяжении двух месяцев, я проживаю по месту рождения в Новоукраинке, и все это время у меня происходят постоянные стычки с инспекторами ГАИ Новоукраинского районного отделения.

    Так, 2 июля текущего года инспекторами ГАИ был составлен протокол, который в последствии был передан в суд. В протоколе указанна информация о ДТП, которое якобы спровоцировал мой автомобиль.  В протоколе, который составили инспекторы, явные нарушения (отсутствие свидетелей, пострадавших) так как люди были предупреждены мной об уголовной ответственности, которая их ждет за дачу заведомо неправдивых показаний, и они отказались от занесения их данных в протокол. Я собираюсь сделать информационный запрос, чтобы просмотреть фамилии людей, которые указанны в протоколах как свидетели со стороны сотрудников ГАИ. Скорее всего, это одни и те же люди, а это уже явное нарушение. Суд, рассмотрев иск, передал дело на доработку, поскольку не нашел в нем состава преступления.

    Одна из последних стычек, в которой прозвучали угрозы в мой адрес произошла 21 августа числа в 7.10, возле Новоукраинского рынка. Автомобиль инспекторов ГАИ  стоял непосредственно на перекрестке, посреди пешеходного перехода, нарушая тем самым пункт 15.9 правил дорожного движения.

    Мы указали на это нарушение, но инспектора ГАИ проигнорировали наши требования убрать машину, поэтому нами была проведена фотофиксация факта нарушения и эти материалы мы планировали передать в РУВД вместе с заявлением о правонарушении. Несмотря на угрозы, прозвучавшие в наш адрес, эти видео и фото увидели мир на нашем канале в Ютубе, а так же на страницах в Фейсбуке и ВКонтакте. В ту же ночь с 21 на 22 августа, в час ночи загорелся мой автомобиль. Пожарных мы вызвали почти сразу же, но, к сожалению, было уже поздно, передняя часть автомобиля сгорела почти дотла и на нынешний момент фактически не подлежит реставрации.

    Вердикт пожарников в ту ночь, оформленное в официальное заключение – однозначно поджег, после чего мы естественно вызвали органы внутренних дел. На нынешний момент следствие по этому делу продолжается. Когда все уехали, мы стали осматривать свой автомобиль и нашли видеорегистратор, на котором было запечатлено момент возгорания легко воспламеняющей жидкости. Естественно, что он был обгоревший, но флешка, к счастью, сохранилась, поэтому мы ее извлекли и пересмотрев заснятое видели увидели подтверждение заключения пожарных инспекторов. Действительно, возгорание началось с капота, видно как на капоте загорелась некая жидкость, и уже далее перешла на колеса. Так что списать это на самовоспламенение вследствие короткого замыкания просто невозможно.

    - На сегодняшний день по тем материалам, которые выкладывали в сети, а также по факту возгорания ведутся ли какие-то работы правоохранительными органами?

    - Относительно моих жалоб на угрозы со стороны сотрудников ГАИ, то результатов я пока никаких не увидел.

    А вот о правонарушениях со стороны гаишников, я и мои коллеги неоднократно писали жалобы, фактически по каждому зафиксированному нами случаю. Прокуратура по сегодняшний день проводит проверки многих из задокументированных нами случаев. Со стороны же вышестоящего руководства ГАИ, часто мне отвечали, что в устной форме наказали неких инспекторов, а некоторые даже получили дисциплинарные взыскания. Но ни в одном официальном письме не был указан номер приказа, согласно которому правонарушителей притягивали к ответственности.

    - С какой целью создавалось движение «ГАИ не ДАЙ»?

    - Контролем за сотрудниками ГАИ я решил заняться еще в 2007 году. Тогда целью было просто обезопасить себя от неправомерных действий гаишников. Со временем я понял, что ситуацию нужно как-то менять и если я не начну ничего делать, то никто не начнет. В нашей стране есть законы, которые должны соблюдать все, независимо от того в форме ты или нет. Тем более, если ты  работник органов, то, соответственно, должен быть примером для остальных участников дорожного движения. У нас, к сожалению, все наоборот. 

    - За 6 лет вашей работы, как вы думаете, ситуация улучшилась?

    - Я считаю, что все таки улучшилась, по крайней мере уже нет таких явные нарушений. Гаишники не стоят на перекрестках на Ковалевке, возле Областной больницы и педуниверситета. Конечно, есть беспричинные остановки, их, к сожалению, до сих пор искоренить не удается. Да и будем реалистами: вряд ли когда получится. Но мы приложим максимум усилий, чтобы водителя знали свои права и могли адекватно и главное в рамках закона ответить инспектору в случае его неправомерных действий.

    - Сколько человек на данный момент состоит в вашем движении?

    - Сейчас в нашей организации около 10 человек в городе и по несколько человек на каждый район области. С нами активно сотрудничают активисты со Знаменки, Александрии, Черкасс. Мы проводим совместные акции с общественным проектом «Дорожный контроль». Например, одна из последних -  проведенная 11-12 августа акция «Банкрот». Активисты подобных с нашим движений со всей Украины в один день вышли и простояли сутки фактически возле каждого поста ГАИ, расположенного возле  городов и сел. И что бы вы думали? По нашим данным, количество остановок и выписанных штрафов в этот день сократилось почти в 100 раз. Показатель, как по мне, говорит сам за себя. Вот такие вот у нас гаишники, как это не печально.

    Хотя на самом-то деле мы боремся совсем не с ГАИ, а с безграмотностью и безалаберностью. Мы готовы предоставить любую посильную помощь даже выступить свидетелями в суде, если остановка со стороны сотрудника автоинспекции была законна и обоснована. Мы рады сотрудничеству. Но, к сожалению, иногда, на работу, в патруль, отправляют абсолютно неподготовленные кадры, которые кроме 5-7 основных статей, необходимым им для работы ничего больше и не знают, и даже больше – не хотят знать вот что печально.

    7-го сентября наше движение «ГАИ не ДАЙ» организовывает автопробег против беззакония на дорогах нашей страны и приглашают всех желающих присоединится к данному мероприятию. Общий сбор в 10.00 возле Аэропорта.

     

    ГАИ: «Деятельность данных организаций не помогает Госавтоинспекции, их деятельность имеет провокационный характер»

    И все же, полезна ли деятельность организаций подобных «ГАИ не ДАЙ», а так же имеют ли право водителя снимать инспекторов ГАИ мы решили поинтересоваться непосредственно в Управлении ГАИ УМВС Украины в Кировоградской области. Официальный ответ нам предоставил Сектор профилактической работы УГАИ.

    - Имеет ли право водитель вести видео- и фотофиксацию действия инспекторов ГАИ во время исполнения ними служебных обязанностей?

    - Ни один нормативный законодательный акт не запрещает фиксировать на видео работу сотрудников ГАИ при исполнении ими служебных обязанностей, но, при этом, они имеют право требовать прекратить съемку, особенно когда такая съемка имеет исключительно провокационный характер, а, тем более, проводится с целью избежания определенной ответственности. Нельзя видеосъемкой мешать работникам ГАИ выполнять свои функциональные обязанности. Кроме того, сотрудники милиции во время несения службы по охране общественного порядка и надзора за дорожным движением могут отказать давать интервью в связи с тем, что устав патрульной службы запрещает им отвлекаться и вести разговоры на посторонние темы.

    - Помогает ли деятельность организаций подобных «ГАИ на ДАЙ» и «Дорожный контроль» улучшить качество работы ГАИ?

    - Деятельность данных организаций не помогает Госавтоинспекции, их деятельность имеет провокационный характер. Устраивая разного рода провокации, участники «Дорожного контроля» и «Гаи не ДАЙ»  имеют целью чаще скомпрометировать работников ГАИ, чем осветить их работу. Имеют место отдельные случаи оскорблений, нецензурных выражений по отношению к работникам ГАИ, что является нарушением деловой репутации Госавтоинспекции, как органа исполнительной власти. Представители данных организаций, обычно не имеют юридического образования, интерпретируют нормативные документы на свой лад, вступают в бессмысленные дискуссии с работниками ГАИ, мешая выполнять свои функциональные обязанности.

    Павел Лисниченко