Испытание небом

  • 1 квіт. 2016 10:46
  • 1575
    • Новина Испытание небом Ранкове місто. Кропивницький

     

    В прошлую субботу кировоградцы простились с тремя летчиками международной авиакомпании «УРГА», которые погибли 9 марта у берегов Бангладеш. В результате крушения самолета АН-26 три члена экипажа воздушного судна в составе Мурада Гафарова, Ивана Петрова и Андрея Кулиша погибли. Штурман  в тяжелом состоянии доставлен в больницу. Об обстоятельствах трагедии известно немного. СМИ сообщают о том, что самолет был передан в лизинг компании True Aviation и в момент рокового падения перевозил морепродукты. 

    Гораздо больше знают и помнят те, кто вместе с  летчиками делил радости и невзгоды их непростой профессии. 
    Сегодня о своих коллегах вспоминают экс-генеральный директор МААК «УРГА», заслуженный работник  транспорта Украины Леонид Шмаевич и Галина Кузьменко, заслуженный экономист Украины, много лет проработавшая первым заместителем гендиректора компании. 
    - Накануне трагедии мне приснился очень неприятный сон – будто у меня выпали все зубы, - рассказывает Галина Кузьменко. – А через несколько часов в новостях сообщили о гибели экипажа АН-26. Я ведь очень хорошо их знала, эти парни много лет были частью моей жизни. Наверное, даже после того, как я ушла из авиакомпании, наши души были связаны незримыми нитями с каждым из ребят. Помню, как Мурада Гафарова принимала на работу, когда он приехал в Кировоград из Симферополя. Он был очень приятным, улыбчивым и добрым человеком, настоящим трудоголиком. На моей странице в Фейсбук до сих пор хранится поздравление с днем рождения, которое Мурад прислал в прошлом году. Там такие прекрасные слова… Просто не верится, что он больше не напишет, не позвонит. Знаете, незадолго до этого мы с Леонидом Израиловичем несколько раз вспоминали Мурада, и никто не мог предположить, что вскоре его не станет. 
    Я искренне сочувствую руководителю службы организации перевозок МААК «УРГА» Светлане Ивановне Петровой. Она очень грамотный специалист и душевный, толерантный человек. Ее сын Иван пришел на работу в авиакомпанию в 2013  году, уже после нашего ухода, но оставил о себе добрую память. 
    «УРГА» стала первым местом работы для бортинженера Андрея Кулиша. Он пришел сразу после окончания Кировоградской летной академии совсем юным парнем и за короткое время стал грамотным специалистом. Ведь в авиации самое важное – человек, которому доверено управление воздушным судном. Он должен быть смелым и решительным, безукоризненно грамотным, креативным и дисциплинированным. Конечно, очень жаль, что беда унесла из жизни лучших из лучших наших авиаторов. Это первый случай за все годы существования авиакомпании. Как человек, много лет связанный с деятельностью авиакомпании «УРГА», я глубоко скорблю и искренне верю, что подобных трагедий больше не повторится.  
    Леонид Шмаевич – известный эксперт в области авиации. Он провел в воздухе  более 11 тысяч часов и не понаслышке знает, что такое экстремальные ситуации во время полета.
    - Авиация требует супердисциплины и умения пилотов, а вместе с ними и всех наземных служб действовать слаженно даже в самых сложных условиях, - говорит Леонид Израилович. – Мне не раз приходилось в этом убеждаться. В 2002 году произошел случай, о котором хочется вспомнить отдельно. В то время в аэропорту Гома Демократической республики Конго базировалось два наших самолета, работавших по международным контрактам. Все шло по плану, но неожиданно в 10 км от аэропорта началось извержение вулкана Нирагонго. Раскаленная лава стремительно приближалась к аэродрому, сжигая все на своем пути. Многие деревни были охвачены пламенем, погибли сотни людей, и власти приняли решение срочно всех эвакуировать, в том числе и сотрудников миротворческой  миссии ООН.
    Конечно, во время подготовки к полетам мы предполагали все возможные варианты развития событий – прогнозы об извержении вулкана постоянно изучались специалистами авиакомпании «УРГА». Однако события развивались по совершенно иному, неожиданному сценарию. Нужно было срочно спасать экипажи и технику авиакомпании.   
    На месте катастрофы оказалась съемочная группа телеканала CNN, которая вела трансляцию в прямом эфире. Конечно, у нас была налажена прямая связь с командирами Андреем Калининым и Владимиром Лобойченко. Но благодаря трансляции мы могли видеть реальную картину происходящего в центре управления полетами авиакомпании «УРГА». Все сотрудники с волнением следили за развитием событий. В помещении стояла напряженная тишина. Я дал указание Андрею Калинину запускать двигатели и перелетать в Руанду, в аэропорт Кигали. Самолет смог взлететь и благополучно добраться к месту назначения в целости и сохранности.  

    В Гоме оставался самолёт с экипажем командира Владимира Лобойченко. Расстояние между вулканической лавой и взлетной полосой неумолимо сокращалось. К тому же быстро приближались сумерки, которые усложняли и без того сложную ситуацию с вылетом. Я понимаю, что при такой высокой температуре (а воздух вблизи лавы прогрелся до 60 градусов) двигатели могут не запуститься. Действительно, из двух двигателей заработал только один, но на нем взлететь невозможно. 

    Нужно было быстро принимать решение. Благодаря видеотрансляции и прямой связи с командиром я мог оценить расстояние и возможности пилота. В нескольких сотнях метров находилось озеро Киви, где, по моим предположениям, было не так жарко, а значит, шансы завести оба двигателя все еще были. Я предложил  Владимиру имитировать взлёт  самолета  на одном двигателе, а когда скорость самолета увеличится до 160 км в час, за счет напора воздуха запустить и второй двигатель. Тогда можно развернуться, вырулить на начало полосы и взлететь.
    Командир следует моим указаниям, но  второй  двигатель не запускается. И я понимаю, что все дело в скорости – он набрал лишь 120, сказалось нечеловеческое напряжение и волнение. Я успокаиваю  Владимира: «Не волнуйся, полоса длиной 3 км, тебе хватит этого расстояния, только разгоняйся до 160 км в час!» И действительно, свершилось чудо! Второй двигатель запустился!  Самолет Владимира Лобойченко поднялся в небо!  А буквально через несколько минут взлетную полосу накрыла раскаленная лава. Эти драматические кадры, показанные журналистами CNN, облетели весь мир. Четыре часа после взлета между центром управления полетами и самолетом  не было связи... Потом позвонил командир Владимир Лобойченко и сообщил, что  экипаж благополучно прилетел в Киншасу, где находилась штаб- квартира миротворческой миссии ООН. 

    А вскоре мы приобрели оборудование, которое позволяет пилотам и диспетчерам общаться непрерывно. 

    ...За это время, пока в далеком Конго разворачивались драматические события, мы, члены большого коллектива, стали одной большой семьей. Кстати, такого экстремального запуска двигателей, как в Гоме в 2002 году, нет ни в одном учебнике, ни в одной инструкции по управлению полетами. Этот случай действительно стал примером предельной собранности, мужества, ответственности, слаженности и взаимного доверия. 
    Впрочем, на этом и держится вся авиация.  

    Светлая память отважным летчикам!

    • Гафаров Мурад Феритович (20.10.1961 г.р.) родился в городе Ташкент (Узбекистан). Высшее образование получил в Киевском институте инженеров гражданской авиации, который закончил в 1989 году. Свою трудовую деятельность начал в Узбекистане, продолжил в Симферопольском Объединенном авиаотряде и государственной авиакомпании «Крым». В МААК «УРГА» работал в 2005-06, 2007-12 и с 2014 года. Был командиром воздушного судна – инструктором. Общий налет составляет 12402 часов. За годы работы зарекомендовал себя как опытный и ответственный пилот.
    • Петров Иван Сергеевич (26.02.1989 г.р.) родился и учился в Кировограде. 2011 окончил летную академию ГЛАУ. Профессиональную деятельность начал в 2012 году в ГАК «Херсонавиа» в должности второго пилота. С 2013 года работал в авиакомпании «УРГА». Общий налет составляет 1500 часов.
    • Кулиш Андрей Геннадьевич (22.02.1980 г.р.) родился в Кировограде. В 2003 году окончил Государственную летную академию, после чего устроился на работу в МААК «УРГА». Неоднократно работал по контракту в миротворческих миссиях ООН. Общий налет составляет 4500 часов.


    Людмила Макей