ЕLEX vs JCB: дуэль экскаваторов
После недавнего фейсбучного запроса на расчистку выпавшего снега таки выбрался новый продукт Кировоградщины – экскаватор-погрузчик ELEX. Его ближайший конкурент – британский JCB –давно колесит улицами областного центра, участвовал также в строительно-ремонтных работах на набережной летом прошлого года. Итак, кто же лучше?
Наш «земляк» (или проект 81А) является «солянкой» из компонентов украинского, белорусского и итальянского производства. Согласно рекламному проспекту, это «многоцелевая высокопроизводительная машина, предназначенная для выполнения экскавационных и погрузочно-разгрузочных работ: планировки территории, разработки и погрузки грунта, рытья котлованов и траншей». Конкуренты из Туманного Альбиона моделей 3СХ и 4 СХ полностью собственного производства, по назначению практически идентичны украинцу, но имеют более давнюю историю. Компания JCB стала первым в мире разработчиком данной концепции ещё в 1953 году и сегодня является лидером в данном сегменте, выпуская половину продаваемых в мире машин.
Силовой агрегат
У ELEXa это 4-хцилиндровый Д-245 с воздушным охлаждением производства ММЗ (Минск), рабочим объёмом 4,75 литра и мощностью 105 лошадиных сил. Агрегат спроектирован специально для данной модели по требованиям Евро-2. Стартер обеспечивает запуск при низких температурах, а топливная система рассчитана на любое качество топлива.
Британский аналог имеет три варианта двигателей собственного производства различной мощности (все они также 4- хцилиндровые, объёмом 4,4 литра), оснащённых опционально функциями автоматического контроля сцепления и дифференциалами повышенного трения, что препятствует повышенному износу покрышек. Вся гамма имеет турбонаддув, часть дополнительно с интеркулером. Наименьшую шумность имеет 85-сильный двигатель.
Трансмиссия
Традиционно трактор с подобной навеской просто обязан иметь полный привод. Проект 81А имеет подключаемый привод передних колёс, что позволяет экономить топливо при скоростном передвижении по дорогам с твёрдым покрытием. Запас крутящего момента для выполнения трудоёмких операций обеспечивает гидромеханическая трансмиссия с гидротрансформатором. Транспортная скорость - 40 километров в час, первые две передачи используются для передвижения в рабочем режиме, третья и четвёртая – транспортные. Оба ведущих моста итальянского производства, имеют карданное соединение с силовым агрегатом. Задний мост имеет дополнительную блокировку дифференциала, управляемую специальной кнопкой. Коробка передач гидромеханическая, с ручным переключением, также итальянского производства.
Заморский конкурент имеет уже 6-скоростную коробку передач, первые две которой также рассчитаны на рабочий режим. Кроме того, все колёса у него управляемые, с возможностью так называемого «крабового хода». По скоростным показателям данных нет.
Рулевое управление и тормозная система
Передние колёса у обеих моделей являются управляемыми. Имеется гидроусилитель, делающий управление достаточно быстрым, лёгким и плавным, что обеспечивает необходимый уровень манёвренности. Рабочие тормоза – дисковые, расположены внутри мостов с раздельным приводом на правое и левое задние колёса. Управляются гидроприводом и сдвоенными педалями ( у украинской модели). Тормозной привод украинской машины на все четыре колеса позволяет максимально быстро остановить экскаватор как в черте города, так и на стройплощадке. Стояночный тормоз также дисковый, встроен в задний мост. Система привода – ручная, механическая. Британский производитель аналогичные показатели не афиширует.
Рабочее место оператора
Просторная кабина с увеличенным внутренним объёмом и панорамными стёклами обеспечивает достаточно высокий уровень эргономики и безопасности, создавая оператору комфортные условия работы и обзор экскаваторного и погрузочного оборудования. Конструкция стрелы и рукояти ковша даёт оператору максимальный обзор с обеих сторон от стрелы, что особенно важно при рытье траншей и котлованов. Гидравлические шланги для безопасности в обеих моделях убраны внутрь стрелы.
Челюстной передний ковш позволяет производить копание, погрузку, бульдозерные работы, захват, засыпку и профилирование. Система «4 в 1» украинской модели значительно увеличивает производительность машины. Объём переднего ковша 1,05 кубометра (у британца - 1,3 кубометра), глубина копания 150 миллиметров (у британца 70-230мм), высота погрузки/разгрузки-2650 мм ( у британца 2640-2720мм), грузоподъёмность - 1750 кг ( у британца 4638- 4378 кг у модели 4СХ). Однако британец имеет систему «6 в 1», что немного превосходит украинца по диапазону применения.
Экскаваторное оборудование украинской модели характеризуется объёмом ковша 0,1 - 0,3 кубометра, углами поворота 195-200 градусов, грузоподъёмность - 950 кг (без смещения оси копания) и 650 кг (при максимальном смещении). При телескопическом оборудовании показатели немного отличаются. Уровень смещения от центральной оси - 590мм.
Кабина британского трудяги опционально имеет подогрев лобового стекла и зеркал с возможностью настройки работы без запуска двигателя. Она также оснащена радиоприёмником, кондиционером, холодильной камерой для еды и напитков. Более того, предусмотрена установка аппарата для приготовления чая или кофе. Ну, и конечно, имеется достаточно места для хранения рабочего инструмента. Украинский производитель о наличии подобного «фарша» умалчивает.
Органы управления рабочим оборудованием британца имеют два режима. Режим Loпозволяет наилучшее управление машиной при подъёме груза и выполнении точного профилирования грунта. А режим Есо гарантирует максимальную эффективность при экскавации. Схема управления имеет три режима управления, осуществляемого, как и в украинском экскаваторе, джойстиком. В стандартную комплектацию входит гидравлический захват для работы с круглыми объектами (трубами или брёвнами) и металлоломом, а также вилы. Шарнирно-сочленённая стрела позволяет производить работы вокруг деревьев, телеграфных столбов или фонарей, работать параллельно дорожному покрытию, не съезжая с него. Украинская модель более скромна в «наворотах».
Прочие характеристики
Обе модели имеют прочную раму. Полная масса ELEXa - 7300-7700 кг, в зависимости от комплектации. Вместимость топливного бака - 115 литров. Британец имеет топливный бак в 160 литров и массу от 7702 до 8846 кг, также в зависимости от комплектации.
Дополнительные преимущества и комплектации
Уменьшенная высота кабины от поверхности земли позволяют транспортировать экскаватор -погрузчик автомобильным транспортом без применения низкопольных прицепов. Высокая манёвренность позволяют ELEXу работать в труднодоступных местах и ограниченном пространстве достаточно уверенно. ELEX выпускается в двух модификациях: стандартной с глубиной копания до 4340мм, и с телескопической рукоятью, увеличивающей глубину работы до 5410мм. Смещаемая ось копания экскаваторного оборудования позволяет проводить работы в стеснённых условиях. Кроме стандартного оборудования, кировоградский экскаватор имеет разводку для подключения гидробура или гидромолота.
Британец во всех комплектациях имеет стрелу увеличиваемой на 1,2 метра дальности,с диапазоном копания 4,24-6,14 метра – всё зависит от уровня комплектации и рабочих условий.Корма экскаватора имеет дополнительную защиту задних световых приборов.Заднее стекло опционально имеет защиту от ударов.Также опционально предлагаются шины с жидким наполнителем для быстрого ремонта при проколах.Безопасность оператора усилена цифровым иммобилайзером,позволяющим производить запуск двигателя строго по определённой схеме.Более того –в перспективе выпуск персонального ключа со встроенным микрочипом,без которого завести трактор будет невозможно. В отличие от украинского ELEXa, JCB имеет независимую гидролинию, позволяющую подключённому ручному инструменту работать от энергии трактора без отключения основного оборудования. Безопасность обеспечивается барабаном с девятиметровым шлангом. Используемый при необходимости гидромолот имеет два варианта исполнения, что также увеличивает эффективность использования трактора. Однако главной особенностью JCB является система LiveLink – инновационная программная система, позволяющая удалённо контролировать работу машин через интернет, электронную почту или мобильный телефон. Она предоставляет доступ к различной полезной информации о машинах, хранящейся в защищённом центре, включая предупреждения о неполадках, отчёты об уровне топлива и журнале событий. Кроме этого, предусмотрен инструмент составления отчётов для грамотного управления временем работы и максимально эффективного использования техники.LiveLink в реальном времени передаёт предупреждения о выходе машины за пределы предварительно заданной рабочей зоны, а также о её несанкционированном использовании в нерабочее время прямо на мобильный телефон. Для этого используются собственные аккумулятор и антенна. .
Реклама производителя
Кировоградский производитель декларирует четыре преимущества своего изделия. Первое –снижение затрат на новую машину. Конструкция достаточно надёжная, простая и неприхотливая в эксплуатации, а по характеристикам и уровню комфорта не уступает зарубежным конкурентам. Второе – дополнительные услуги, а именно предпродажная подготовка и сервисная поддержка, включённые в цену экскаватора. Третье – географическое расположение завода-изготовителя позволяет оперативно доставлять запасные части. И, наконец, четвёртое – завод-изготовитель «Червона Зирка» является современным предприятием с собственным КБ и мощной производственной базой. Это даёт возможность постоянного совершенствования выпускаемых образцов и поиска новых возможностей для их применения.
Британцы тоже не лаптем щи хлебают. Техническая поддержка компании позволяет держать мгновенную связь с экспертами завода независимо от времени суток, а отделы финансирования и страхования компании всегда готовы предоставить гибкие и конкурентоспособные ценовые предложения. Глобальная сеть включает в себя 15 региональных центров, из которых 95 процентов запчастей доставляются в течение 24 часов в любую точку мира. Полный пакет расширенных гарантий и соглашений об обслуживании позволяет выполнить все предусмотренные договорами обязательства по ремонту и обслуживанию техники.
Общие выводы. В силу неполного списка технических и эксплуатационных показателей оба производителя в равных условиях. Более широкий диапазон работ и более комфортные условия работы водителя-оператора увеличивают отрыв британца на два балла. В то же время заявленные общая неприхотливость и ремонтопригодность украинской модели сравнивают счёт. В итоге теоретическая боевая ничья. На практике же украинская модель в минувшем году стала только выставочным образцом. Её дальнейшая судьба зависит от заказов потенциальных потребителей. И если кировоградские и украинские строительные и другие организации отдадут предпочтения своему производителю – выигрыш будет у всех сторон. Пока же на стройках эксплуатируются британцы, и практическая дуэль двух моделей пока не предвидится. Но будем ждать.
Максим Гуцалюк