Кировоградская поэтесса Татьяна Березняк: Мне повезло!

  • 24 лип. 2016 14:21
  • 1720
    • Новина Кировоградская поэтесса Татьяна Березняк: Мне повезло! Ранкове місто. Кропивницький

    5

     

    Скоро уже 35 лет, как вернувшись домой, работаю на врачебной должности в Кировоградской областной санэпидемстанции, а должность именуется длинно: врач —  лаборант —  гигиенист (ещё конкретней —  токсиколог). Рада, что нашла себя в профессии, причём —  необычайно интересной. Исколесила с проверками  санстанций всю область, побывав даже  «там, де Ятрань круто в’ється», но последние лет 20 занимаюсь определением содержания  высокотоксичных веществ (тяжёлых металлов)  на атомно–абсорбционном пламенном спектрофотометре (температура атомизатора —  свыше 1000 градусов!).

    Тяжело. Вредно. Опасно Но как интересна токсикология! Прав был Витезслав Незвал в «Эдисоне»: 

     

    Это авантюра, как в открытом море — 

    Подвиг ваш в стенах лабораторий.

    Ведь другим за это браться неохота,

    Здесь поэзия, а не  работа!

     

    Открывая на новом месте работы очередной литературный клуб, читала балладу «Будрыс и сыновья» Адама Мицкевича в переводе Александра Пушкина, ведь в здании нашей сан–эпидемстанции в XIX веке располагалась конно —  почтовая станция,  где  останавливался Пушкин по пути в Михайловское (1824), через полгода —  Мицкевич (по пути в Крым, кажется?). Об этом напоминает  мемориальная доска.

    Живя в Кировограде, в 80–х годах всегда находила возможность  не пропустить очередную экспозицию в любимом Пушкинском музее. В сердце навсегда врезались «36 картин из Прадо», юбилейная выставка Пикассо (к 100–летию), а особенно —  «Москва —  Париж» (1981). После пушкинских праздников в Михайловском пришлось вернуться в Москву (Святые Горы —  Псков —  Новгород —  Ленинград —  Москва), чтобы снова посмотреть эту фантастическую выставку.

    Чтобы присутствовать на всех мероприятиях в честь 100–летия Пастернака (февраль 1990) и Марины Цветаевой (октябрь 1992), задействовала все ресурсы, организовала себе командировки в Москву плюс остатки отпуска и отгулы (в т.ч. за “дружину”) —  цветаевская конференция в Институте мировой литературы «Поэт и время» длилась ровно 2 недели (с воскресной поездкой  в Тарусу). Но об этих фантастических днях —  отдельные воспоминания. Впрочем,  в 80–х годах акцент сместился  —  Москве я предпочитала Ленинград и Прибалтику, где  —  в свою очередь —  Палангу любила больше Юрмалы. Нет, не думайте, я не изменяла своему Крыму! Ещё в феврале 1975 года  прочтя “Воспоминания” Анастасии Ивановны Цветаевой, уже на майские праздники впервые примчалась в Коктебель. Через 2 месяца —  снова! Да, в средине 80–х гг. я позволяла себе делить отпуск (по 2 недели) между Крымом  и Прибалтикой. Думаете, на скромную зарплату советского врача это сделать было невозможно? Но тут чудесно выручала КВП —  касса взаимопомощи, которая и обеспечивала мне сказочные отпуска, о которых с восторгом вспоминалось полгода, пока погашался долг.С приближением лета начинала сниться то Паланга, то Пицунда, и всё шло по новому кругу.

    90–е гг –  развал Советского Союза. Разруха и безденежье  на территории  бывшего СССР —  одна из причин, почему до своего  Пушкинского музея я уже не  доезжала. С другой стороны, 1991 год, превратив Украину в независимое государство, а Киев —  в европейскую столицу, обеспечил заезд в Украину многих мировых звёзд, которые до этого посещали только столицы северные —  Москву и Ленинград. Итак, звёздными часами своей жизни последние 20 лет я считаю киевские концерты таких звёзд (даты, подкреплённые сохранившимися  билетами и буклетами, врезались в память): Хосе Каррерас (27.05.1999), Морис Бежар (21–23.09.1999), Мишель Легран (08.09.2000), Марсель Марсо (25.05.2001), Мирей Матье (12.06.2001), Анни Жирардо (25.05.2002) и, наконец, Лучано Паваротти (13 апреля 2005). Да, не забыть бы Монтсеррат Кабалье! 20 апреля 2006, в Чистый четверг президент  Ющенко   на сцене Дворца «Украина» вручает Кабалье Орден княгини Ольги. Конечно,  в 90–е гг.  в Киев я добиралась с риском для жизни — автостопом. Так,  на Хосе  Каррераса я приехала на «КАМАЗе», и —  о, фантастическое везение! — на концерт меня провёл сам министр экологии, выделив меня из толпы фанаток, штурмовавших  Дворец «Украина». (На следующий день эта удача «обмывалась» с киевскими коллегами, дома —  с местными музыкантами). То же  (с вариациями) повторилось на концерте Мирей Матье. Но Лучано Паваротти приехал, когда страшные 90–е были позади, а я, уже  получая зарплату и пенсию, чувствовала себя  состоятельным человеком (до этого, к зависти недоброжелателей съездившая даже  на  300–летие Петербурга). Билет  на Паваротти я купила за месяц, за день до концерта —  написала своё   «A NIGHT TО REMEMBER», которое раздавала всем во Дворце «Украина». Счастлива была, что довелось встречать и провожать Маэстро. Незабвенное 13 апреля 2005 года!

     

    Пой же, пой для меня всю ночь,

    Лучезарный мой Паваротти!

     

    Из литературных событий  этих лет отмечу:

    2005, май  –  Шевченківські свята «В сім’ї вольній, новій” на Кировоградщине. Мощный культурный десант высадился на нашу землю: писатели и общественные деятели из разных стран, художники, чтецы и певцы (в т.ч. всеми любимые Нина Матвиенко и Лидия Забилястая). Даже кубанский хор приехал.

     

    2005, октябрь  –  150–летие Свято–Крестовоздвиженской церкви –  фамильной усыпальницы  Раевских. (Сколько послов в нашем селе Разумовка! И Черномырдин в их числе. Потомки Раевских из Парижа и Сербии. Научная конференция).

     

    2007, июнь, сентябрь —  празднование 100–летия Арсения Тарковского в Кировограде. Летом открылись юбилейные экспозиции наших музеев: и литературного, и краеведческого, а осенью  приехала дочь поэта Марина Тарковская со всей своей (почти неизменной) командой: Вячеслав Амирханян, Дмитрий Бак и две Маргариты — Терехова и  Черненко.  В библиотеке им. Чижевского  был показан  фильм Амирханяна «Малютка–жизнь»,  университет «Украина»  провёл  конференцию «Арсений Тарковский. Связь времён». Литературно–музыкальный вечер “Райский сад Арсения Тарковского” прошёл в Кировоградском коллегиуме (после экскурсии по музею А. Тарковского), а в музыкально–драматическом театре им.Кропивницкого —  спектакль «Мой путь от земли до высокой звезды». Эта работа театра надолго впечатлила зрителей. Сделано было блистательно, исполнено великолепно! Всем также запомнилось коллективное посещение скульптурной мастерской Виктора Френчко, когда Марина Тарковская давала советы Виктору, работавшему над памятником Надежде Тарковской. Праздник поэзии совпал со 100–летием моего папы (29.09.07), что сблизило нас с Мариной Арсеньевной и определило наши дальнейшие отношения.  А через год в дни нашего сентябрьского праздника театрального искусства “Вересневі самоцвіти” в зелёном музее–заповеднике “Хутор “Надія” был открыт памятник Надежде Тарковской, тётке поэта, первой жене Ивана Тобилевича — великого украинского драматурга Карпенко–Карого.

           

    2010, март — 80–летие Лины Костенко. (Я в Киеве  на плановых курсах повышения врачебной квалификации —  как всегда, и тут повезло). Посещаю конференцию в Институте украинской литературы, громкие презентации её великолепных юбилейных книг (“Берестечко”,”Гіацинтове сонце”) и книги её дочери  Оксаны Пахлевской “Ave, Evropa”. Прикосновение к Гению...

     

    Да, многое удалось увидеть и услышать.      

    Я —  счастливый человек!

     

    Неожиданно многие мои впечатления о встречах с прекрасным выплеснулись на экран телевидения. Прочувствованным и прожитым делилась в  телепередачах проекта  «Камертон души», редактором и ведущей которого была журналист областного TВ  Людмила Николаевская. Занимаясь поиском талантов, она с редкой доброжелательностью и пониманием брала интервью у нас, местных художников, музыкантов, поэтов, сама будучи автором тёплой любовной лирики, иногда ослепляющей афористичными кодами стихотворений,  вроде  «Жизнь —  неоконченная повесть без притязаний на успех».  Но творческий успех самой Людмилы Николаевны очевиден: многих из нас она открыла миру в  буквальном смысле —  лучшие её работы Киев траслировал на многие страны ближнего и дальнего зарубежья.

     

    6

     

    Життя  іде  і  все без коректур

    Ліна Костенко

     

    Да, без корректур, но не идёт, а мчит!

                                                               

    Проносишься мимо, как бешеный ветер

    С пронзительным криком стрижа!

    Как мне удержаться? Я —  хрупкая ветка,

    Черкнувшая робко скрижаль.

     

    Оказывается, на пенсии жизнь обретает бОльшее ускорение и  эффективность. Продолжая работать, снова, как в молодости, стала писать и даже издаваться. Благодарю всех, кто сохранил мои юношеские стихи! Они и составили 1–ю главу («Молодо–зелено») моей первой книги «Веселье мартовской метели» (2003), посвящённой  40–летию «Бригантины».  Может, верно, что  “первый блин —  комом”? Зато какая  отличная  обложка “Метели” (в серебре!) работы нашего кировоградского художника Андрея Липатова, концептуально оформившего книгу! 2–я попытка  была  более удачной. Сборник лирических стихотворений «Любви прощальный звездопад», дополненный  небольшими мемуарами («И с миром утвердилась связь») сделала к собственному юбилею (2006), посвятив его памяти родителей, (позже в 2009 году отметила их суммарное 200–летие).

     

    И слёзы радости, и радуг семицветье,

    Как золото наград на кителе твоём,

    О Т Е Ц!

     

    «Сделала книгу» —  сказано  крайне неверно, ведь я только стихи написала.  Состав команды, работавший над  моими первыми книжками, был  неизменным:  Андрей  Липатов  — иллюстрации, я —  тексты, Ольга Полевина — редакция этих текстов. Издательство — «Имэкс–ЛТД».  Хочу представить читателю  уникального человека —  Ольга  Полевина, поэт и прозаик, —  наша  «многостаночница». Ей удаётся решительно всё:  фантастика и  стихи для детей,  венки сонетов и переводы поэм Лины Костенко. Понимаю, что  красота —  от родителей, талант –  от Бога, но где  она берёт столько времени и трудолюбия, чтобы всё это создать?! Предположу, что виной тому всемогущество Музыки, в ней она и черпает силы  для творчества. Ведь Оля —  ко всему ещё и директор музыкальной школы.

    Но вернёмся к моему «Прощальному звездопаду», на презентацию  которого пришёл камерный оркестр музыкального училища, сорвав тем репетицию оркестра симфонического. Играли  Моцарта и Альбинони. Не верилось, но  мои стихи читали заслуженные артисты нашего академического театра, а певцы и композиторы (пусть самодеятельные) пели песни на мои слова.

    А казалось, такое бывает только посмертно!  Вот и посол Литвы в Украине прислал мне благодарственное письмо с водяными знаками (храню!) —  на адрес литературной студии  Виктора Погребного «Степ», членом которой являюсь с 2004 года. (Кстати, Виктор Погребной —  многолетний и неизменный наставник молодых кировоградских поэтов, прозаик и поэт. А как журналист  и краевед, он сам  уже давно стал живой легендой истории родного края.                                                                              

    Почему–то  книги у меня рождаются  раз в 3 года. Когда была готова    3–я книга  «Мной прожит год», в начале 2010 года неожиданно для всех (и слишком рано) ушёл из жизни Андрей Липатов, художник, своим ярким праздничным искусством прославивший на весь мир наш Елисаветград —  Кировоград.

     

    Скорбит душа, исполненная боли!..

    Высок и строен, весел и красив,

    Ты жил легко, всех радуя собою,

    Как радовал твой дивный  а р т —  н а и в.

     

    Новую книгу я  и посвятила  его памяти, проиллюстрировав её пейзажами Феликса Полонского. А обложкой “Прожитого года”  стала картина Феликса  «Туга» (тоска), идеально перекликающаяся  с моими стихами. Редактировала книгу Тамара Барышева, наша поэтесса, переехавшая  в Симферополь, к себе домой. Пока работали над книгой, исколесили весь полуостров, жадно впитывая в себя красоты субтропиков и получая все радости, которые дарит этот уголок земного рая. (Даже удалось поплавать на дельфинах). Как результат, солнечная энергия Крыма выплеснулась на страницы книги, и она удалась. Презентацию книги выставила в Интернете  на FACEBOOK (технический прорыв).

                  

    Думаю, что моё творчество, как и жизнь в целом, переживает подъём. Причин тому несколько. Во–первых, 4 года тому назад, освоив компьютер, я открыла свои авторские странички в Интернете, как в стихах, так и в прозе.  Это расширило  горизонт моих возможностей в смысле продвижения стихов —  количество читателей  (иногда —  по–читателей) и общения —  круг друзей (врагов тоже добавилось). Практически одновременно  с этим произошло ещё одно событие. —  Буквально через 3 дня после очередного  юбилея Евгения Евтушенко в киевском театре им. Франка —  в пушкинский день 2008 года —  я познакомилась с киевским поэтом Василием Дроботом. Он очень тепло принял мой «Звездопад» и год спустя пригласил выступить на своей студии «Восход» при НСПУ — Национальном  Союзе  Писателей   Украины (апрель, 2009).  Кстати,  было интересно наблюдать, как готовились студийцы к этому занятию, скачивая  с моей страницы в Интернете образцы моего творчества. «Разбор полётов», которого я так боялась, прошёл профессионально, но доброжелательно. А круг друзей–знакомых обогатился киевскими поэтами.

    Позже, в 2010 году, Василий Леонидович,  как и наш именитый земляк Базилевский Владимир Александрович, дополнительно отредактировали «Мной прожит год», внеся в книгу существенные коррективы. Им моя глубокая признательность, как и Андрею Грязову, чей «Каштановый дом —  2009” был для меня открытием яркого мира поэтических фестивалей  в Украине.  Ему же обязана первыми публикациями в Киеве. Увлёкшись фестивальным движением, в этом году посетила  целых 7 фестивалей (от «Острова»  Олега Рубанского и «Киевских лавр» —  в мае до  Волошинского и «Каштанового дома» —  в сентябре)! Очень впечатлила николаевская «Ватерлиния», как в своё время поэзия Владимира Пучкова, великолепного русского поэта Украины с мировым именем (г.Николаев), случайно открытая мной в Сети в 2009 году и с тех пор горячо мною же пропагандируемая. «Фестивалю» за свой счёт, а это трудно.

    Горжусь своей последней удачей. В 2011 году составила и издала за свой счёт книгу близкого человека — двоюродного брата, четверть века ушедшего из жизни, журналиста «Ташкентской правды» и «Правды Украины» по Запорожской области  Бориса Березняка —  сборник стихотворений «Если меня полюбишь». На  следующий  год запланировала и  уже начала подготовку к юбилею «Бригантины» (1963 —  2013). Что получится  —  не знаю,  но свой творческий вечер  в 2013 году назову просто:

    БЕЗАЛАБЕРНАЯ ДЕВЧОНКА:

    50 ЛЕТ В ПОЭЗИИ!

     

    Август, 2012