Крымская трагедия прошлого и настоящего

  • 1 черв. 2016 11:48
  • 1360
    • Новина Крымская трагедия прошлого и настоящего Ранкове місто. Кропивницький
     

    Более 70 лет назад представители крымско-татарского народа пережили одну из величайших трагедий – депортацию с родной земли, куда они смогли вернуться лишь спустя более четырех десятков лет. Сегодня, после аннексии Крымского полуострова россиянами, перед татарами вновь намечается перспектива выселения. Погромы, обыски, аресты… сотни татар уже сейчас не могут попасть в родные дома, а что будет дальше - не знает никто.

    Семья Булата Мисунбаева уже не впервые покидает Крым не по своей воле и в очередной раз у причины, вынуждающей оставить родные дома, русское лицо.

    - Моя бабушка Зия рассказывала нам с братом, как вмае 1944 года Крым был освобожден от нацистовипрактически сразу по полуострову поползли слухи – на высшем уровне, в Москве приняторешение о депортации крымских татар. Как потом я читал в исторических хрониках, проект решения о депортации моего народа был подан Сталинуего помощникомБерией, после чегобылопринятопостановление Государственного Комитета Обороны, в котором говорилось о выселении всех татарс территории Крыма и поселенииих на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах УзбекскойССР. Сам процесс выселения взяло на себя НКВД, которое, как известно, никогда особой мягкостью не страдало. Причиной же принятия данного решения стало обвинение в государственной измене и пособничеству врагу. И это при том, что в большинстве своем  татары активно участвовали в повстанческом движении, сражаясь за независимость своей родины.

    Бабушке, которая жила возвращением в Крым и, к счастью, уже покинула этот мир и не видит повторения страшных времен, как-то удалось получить копию постановления о выселении, в котором можно прочитать много забавных вещей. Например,спецпоселенцамякобы разрешалосьвзять с собойличные вещи, одежду, бытовойинвентарь ипродовольствие в количестве до 500 кг на семью. Все оставшееся имущество якобы описывалось и заносилось в обменные кватанциии по которым, вы только вдумайтесь, татары погли получить такое количество вещей и живности уже на месте прибытия. На самом деле это полнейший бред, поскольку все, что разрешалось с собой взять – это какой-то ветхий рюкзак или саквояж да и тот не факт, что удалось бы протащить на поезд. Да и что можно было по сути собрать, если на сборы давали от нескольких часов до нескольких дней, в некоторых случаях время шло даже на минуты.

    Моих предков – бабушку, ее двух братьев и мать отправили одними из первых этапных эшалонов 18 мая 1944 года. Учитывая, что последний поезд выехал уже 20-го числа, вы можете представить себе масштабы и скорости проведенной операции.

    Дальше еще веселее. «Выделить на каждыйэшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и двух медсе­стер с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпоселенцев в пути... обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами еже­дневно горячим питанием и кипятком». Ничего подобного не было и в помине – ехали в грузовых или полугрузовых вагонах. Кому повезло, попадал в относительно свободные – то есть было даже где нормально лечь. А вот кому не повезло –  ехал стоя, а спать приходилось только по очереди, потому что места было слишком мало, чтобы все могли одновременно лечь. Помню, бабушка рассказывала, что ее младшего брата мать садила к себе на плечи и подымала повыше над толпой, поскольку дышать было просто нечем – так много было людей вокруг. Дорога длилась по 4-6 недель, причем в некоторых случаях еду могли раздавать раз в 2-3 дня, а то и в неделю. Если кто-то не выдерживал дороги, его хоронили там же, возле железнодорожных путей, да и то, тоже только во время остановок, поэтому приходилось иногда ехать с вагоне с уже умершими по пару дней. Не выдержал ужасных условий и один из братьев бабушки Зии Зуфар.

    - На русских исторических ресурсах бытует мнение, что  спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССРи другиеместах расселения, выдавалась  ссудана строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублейна семью с рассрочкойдо 7 лет. Это, по мнению авторов подобных материалов, подчеркивает гуманность отношения советского правительства к крымским татарам.

    - Это все не более, чем пропагандистские выдумки. Первые годы наша семья прожила в бараке, притом это был не самый худший вариант, некоторым вообще приходилось обитать в чем-то похожем на землянке. К переселенным относились как к скоту – работа только грубая и физически сложная, обязательная регистрация в комендатуре, невозможность выехать куда-либо за пределы поселения. Минимальное количество пищи и медикаментов. Учитывая, что в 1944 году с территории полуострова было выселено более 180 тысяч крымских татар, а по данным ОСП УзССР, только за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия умерло более16 тысяччеловек, представьте себе последствия данной депортации. Люди умирали от болезней, голода, лишенные элементарных средств для выживания. Когда в 1959 году родилась моя мама, из бабушкиной родни не осталось в живых никого.

    Мои родные, да и я сам, вернулся в Крым уже в начале 90-х, а если быть точнее, что в 1991 году, практически сразу после распада Советского Союза и провозглашения Украины независимой. Мне тогда было 6 лет, и я не очень хорошо помню тот период, но момент, когда мы наконец-то добрались до Бахчисарая, родины бабушки Зии, я никогда не забуду. Когда взрослые люди, стоя на коленях, плачут и благодарят бога за возможность вернуться, это остается в душе навсегда.

    - Как обстоят дела на полуострове сейчас? Действительно ли возможна вторая депортация татар?

    - Касательно депортации, очень сомневаюсь – это не послевоенный период, когда вся территория Крыма была в войсках, которые за малейшее неповиновение спокойно могли расстрелять, списав ситуацию на военные потери. Многие, понимая, что гонения неизбежн, уже покинули Крым, стараясь, однако, быть как можно ближе к родине. Другие все еще стараются держаться сообща, по возможности не допуская провокаций со стороны оккупационного режима. Украина должна понимать – крымские татары никогда не признают Крым территорией России. Эти люди уже один раз лишили нас родины, второй раз это не пройдет.

    Хотя нас стараются постепенно, незаметно, выжить с территории Крыма. Похищения, пытки, убийства, обыски стали повседневной нормой жизни крымско-татарского народа. За более чем год жизни в оккупации мы поняли одно – для этих… (непереводимый, но явно не очень цензурный сленг – Авт.) нет ничего святого.

    Сейчас вот на родину вновь не пускают наших лидеров, бывшего главу Меджлиса Мустафу Джемилева и нынешнего Рефата Чубарова. Совсем недавно в мой родной Бахчисарай вновь были согнаны сотни боевиков, которые проводят обыски в домах, школах, мечетях, изымают наши священные книги, уничтожают святыни, провоцируют на активные действия, чтобы по одиночке потом ловить и сажать. Единственное, чего пока не понимают оккупант,  это то, что если крымские татары таки восстанут, а, судя по накаленной ситуации на территории, это может случиться очень скоро, то восстанут они все сразу. Во всех городах и селах Крыма. 

    - Как вы считаете, сможет ли Украина вернуть себе Крым?

    - Это даже не обсуждается. Крым - это Украина, для нас,  по крайней мере, в этом вопросе ничего не изменилось. Вопрос - как быстро произойдет изгнание агрессора - остается открытым, но вот в то, что это обязательно случится, я ни в коей мере не сомневаюсь.

    Александр Летов