Лесной пилотаж 2016 - как это было

  • 23 трав. 2016 10:10
  • 1570
    • Новина Лесной пилотаж 2016 - как это было Ранкове місто. Кропивницький

    Как и в минувшем году, право проведения Кубка Украины по велосипедному туризму в этот раз получила наша область. Утром 19 мая команды  из разных уголков Украины съезжались на базу организаторов -Центра детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий учащейся молодёжи Кировограда, где и планировалось проведение соревнований.

    Вечером того же дня большинство команд участвовали в торжественной церемонии открытия. Почётными гостями стали руководитель Центра туризма и краеведения Украины Наталья Савченко, председатель областной федерации туризма Александр Колотуха, депутат горсовета Андрей Табалов (кстати, оказавший существенную техническую помощь), директор Новгородковского ПТУ Олег Ветров, высокие чины областной администрации. Патронат и финансовая помощь обеспечивались народным депутатом Украины Александром Горбуновым, помощники которого вникали во все возникающие  в процессе работы нюансы. В ходе приветственных обращений  приятной новостью стал анонс проведения в следующем, 2017 году, Чемпионата Украины по пешему и велосипедному туризму (предварительно в Светловодском районе). В торжественной церемонии с поднятием государственного флага приняли участие команды столицы и девяти областей Украины, к ночи подтянулись ещё несколько. Кировоградцы прибыли непосредственно на старты этапов утром следующего дня. К сожалению, не приехала команда Волыни, на пределе воюющая за места в минувшем году, прибыла лишь руководитель Виктория Мелимука, избранная главным секретарём соревнований. Главным судьёй был утверждён Андрей Куцевалов из Бучи, вторым секретарём – кировоградка Любовь Александрова.Приятным сюрпризом для всех участников стала организованная местной ГоСЧС мобильная баня – два автомобиля и палатка были установлены на территории Центра туризма.

    В борьбе за кубки приняли участие учащиеся 2001-04 годов рождения в младшей группе (третий класс), учащиеся 1998-2001 годов рождения (четвёртый класс) и взрослые (без ограничения возраста). Следует отметить, что старшая группа учащихся пыталась бороться и во взрослом зачёте – благо регламентами сие не возбранялось. Команды состояли из восьми человек - 6 гонщиков, тренера и судьи. В младшей группе (третьем классе) обязательным было наличие одной девушки. Кировоград представляли три команды (одна в третьем классе и две в четвёртом), пять команд прислали харьковчане, две - Винница и Кривой Рог, по одной  - Сумы и Полтава,  и один участник представлял столицу в личном зачёте. В младшей группе соревновались 44 участника, из них 13 девушек, в старшей и взрослой - 38 участников, 8 из которых – девушки. Классность участников впечатлила всерьёз: 3 кандидата в мастера спорта, 12 перворазрядников и 23 второразрядника в старше-взрослой группе и 1 первый взрослый,14  со вторым взрослым, 3 с третьим и 26 с первым юношеским у малышей. В двухдневную программу соревнований входили комплексная дисциплина (кросс, триал и фигурное вождение) и велоралли. В первой дисциплине был предусмотрен лично-командный зачёт, во второй – исключительно командный. Система награждения предусматривала дипломы и медали за первые три места и общекомандный зачёт в велоралли и аналогичную схему в комплексной дисциплине. По сумме баллов за оба дня соревнований разыгрывались кубки.

    Как было отмечено выше, наша область выставила три команды – от Центра туризма и физкультурных обществ – ОФСТ-1 и ОФСТ-2. Честь юных туристов защищали воспитанники Центра детско-юношеского туризма учащейся молодёжи  Надя Сокур(1-й юн.), Георгий Маляр(1-й юн.), Егор Марус(1-й юн.), Олег Терехов (2-й взр.) и Софья Игнатенко (3-й взр.), ОФСТ-1 – Макс Ткаченко, Евгений Полтавец, Иван Ткаченко, Дмитрий Васильев и Евгений Онищенко (все -2-й взр.), ОФСТ-1 –Дмитрий Заец, Вячеслав Скороход (оба -1-й взр.), Александр Головатий и Константин Томашин (оба -2-й взр.).

    Взлёты и падения первого дня

    В первый день все участники попеременно проходили триал, велокросс и фигурное вождение. Трасса триала была сложнее прошлогодней, ибо была проложена на склоне перед въездом в «Тихую гавань» - так сказать, максимально приближённая к природным препятствиям. Главными  секретами его прохождения были правильно подобранная передача, умение переноса веса тела вперёд на крутом подъёме, надёжные тормоза и перенос тела назад на почти вертикальном спуске и единение с «боевым конём». Сложнее было длиннобазным велосипедам с жёсткими вилками и узкими колёсами, но их владельцы справились. В старшей группе лидерами в этой дисциплине стали Александр Головатий(Кировоград), Давид Горб и Станислав Орда(Харьков-1). По непонятным причинам  своей неявкой подвели свои команды Евгений Полтавец и Константин Томашин. Сразу же фиксировались и мужской/женский зачёты. Лидерами первого стали Давид Горб, Станислав Орда (Харьков-1) и сумчанин Ярослав Даценко. У девушек, соответственно  –Виктория Вайнбергер (Харьков-1), Вероника Горбатюк (Винница-1) и Полина Демченко (Харьков-5).  У малышей  - Максим Архипенко (Кривой Рог, «Фортуна»), Евгений Шпиголь и Александр Путыря (Полтава); Нина Вовк (Кривой Рог, «Фортуна»), Карина Лиганенко и Юлия Гета (Харьков-2). Лучшими из земляков стали Надя Сокур (12-е место среди девушек) и Егор Марус (16-место среди парней).

    Велокросс больше напоминал спринт – большая часть дистанции была скоростной, с небольшой долей спецучастков. Крутой подъём по лесной тропе  верхом удавалось пройти не  всем, приходилось спешиваться и  взбираться бегом. Змейка не всегда покорялась гонщикам на длиннобазных велосипедах, а песчаник – обладателям узких колёс. Но практически все прошли этап без существенных замечаний. У малышей  в лидеры вышли Максим Архипенко (Кривой Рог, «Фортуна»), Артём Веретельник и Евгений Артёменко (Харьков-3); Алина Богдан (Харьков-3), Карина Лиганенко (Харьков-2) и Александра Ляшенко (Харьков-3). Наши были весьма слабы  -19-е место у Олега Терехова и 12-е у Софии Игнатенко.

    В фигурном вождении шансы на успех заключались в правильном выборе скорости, передачи и траектории, а также умении контролировать тормоза. В прохождении узких этапов преимущество было у узких колёс, однако на «восьмёрке» они же вкупе с длинной базой  их резко снижали. Высокорослые участники не всегда проходили «ворота», где нужно было практически лечь на руль. «Вчистую» проходили очень немногие – этих счастливчиков встречали бурными овациями. Удачу поймали Алексей Юников (Харьков-2), Максим Петин (Винница-2) и Евгений Артёменко (Харьков-3); Карина Лиганенко (Харьков-2), Александра Ляшенко (Харьков-3), Юлия Гета (Харьков-2). Лучшими среди кировоградцев в младшей группе стали Егор Марус (9-я позиция) и София Игнатенко (13-я в женском зачёте).

    Общим итогом первого дня стало лидерство харьковчан (1-е место – Харьков-2, второе – Харьков-3) и полтавчан. Кировоградцы заняли 7-ю позицию в младшей группе.

    Аки ёжики в тумане

    Как читатели, видимо, догадались, второй день по регламенту предусматривал ралли. Однако уже первый этап по профилю трассы был больше трофическим – высокая трава, густой лес, улочки переулочки и ещё уйма всего. Впоследствии это существенно повлияло как на итог дня, так и на общий зачёт.

    Стартовый график предусматривал старт  с разницей в 15 минут. Перед стартом команды получали легенду (за час до выхода на линию), карту (за 15 минут до выхода на старт), проходили тест на оказание доврачебной помощи и знания Правил дорожного движения. Затем, по команде крепили балласт на багажники (8 кг для малышей и 12 кг для старших и взрослых), и уходили на маршрут.

    Особенностью этого года стала «двойная арифметика»: помимо бумажных протоколов и карточек, каждая команда имела электронный браслет с датчиком, закреплённый на руке капитана. При прохождении этапа судья ключом-таблеткой фиксировал факт и время прохождения и дублировал его в бумажных документах.

    Самым сложным, как уже было отмечено, оказался первый спецучасток, теоретически считавшийся скоростным. Самыми быстрыми оказались «Винница-2», полтавчане и львовяне, практически без штрафов прошедшие его в установленное время. А далее потянулись часы ожидания. Сумчане зашли с противоположной стороны, пробившись сквозь ветви поваленных деревьев. Получив отметку о непрохождении, рванули дальше. ОФСТ-1 опоздали, и, не став ожидать очереди на переправу, обошли её и также помчались вперёд. Криворожская «Фортуна» попыталась перейти вброд, но под угрозой дисквалификации передумала. По словам судьи на этапе, отставание ряда команд оставляло два и более часа при регламентированных 15 минутах. Как говорится во многих кинолентах, «это провал».

    Разница между маршрутами в младшей и старшей группах составляло два контрольных норматива и порядка 10 километров. Обе группы должны были успешно переправиться через реку по колоде, завязать заданные судьёй узлы, сориентироваться по азимуту, преодолеть крутой подьём и заменить камеру на время. Старшая дополнительно преодолевала крутой спуск и скоростной участок.

    Судьи на финишном створе откровенно скучали. Стартовавшие  в период 10.15 -11.10 малыши почти все финишировали уже к 16.00, успешно пришли и две команды старшей группы. Остальные приходили со значительным отставанием. В итоге у малышей  в лидеры вышли «Винница-2», полтавчане и криворожская «Фортуна». Кировоградцы на пятом месте, вылетела из таблицы команда «Харьков-2». В старшей группе лидировали львовяне, затем земляки из ОФСТ-1 и «Харьков-1». Команда ОФСТ-2  расположилась на 6-м месте. Судя по этапным протоколам, большинство команд «сыпались» на ПДД, медицине, переправе, узлах и ориентировании –дисциплинах, традиционно являющихся ключевыми. И если ориентирование можно списать на незнакомую местность, то общеизвестные понятия не знать явно грешно. В старшей группе в раллийном зачёте победили «Харьков-1», «Винница-2» и ОФСТ-2 Кировограда. ОФСТ-1 на пятом месте.

    Часть судей  возмущалась подобным исходом – такого случая, когда 2/3 команд проходят этапы вне зачёта, ещё не было. Некоторые пытались оспаривать результаты – имели право. Однако на общий результат это никоим образом не повлияло. По сводным протоколам лидерство у малышей имели «Винница-2», полтавчане и «Харьков-3», у старших – «Винница-1», «Харьков-1» и сумчане. Кировоградцы расположились на 4-5 местах. 

    Победы большие и маленькие

    Закрытие соревнований планировалось на Валах в торжественной обстановке, после велопробега улицами Кировограда. Однако, похоже, разочарованные раллийным блужданием участники не особо горели желанием ни кататься городом, ни ехать после закрытия на экскурсию. Потому церемония прошла на территории Центра туризма Кировограда, на той же площадке, где и открытие. Чиновников было в разы меньше, часть судей уже уехала. Решением судейской коллегии накануне награждением победителей отдельных этапов занимался начальник  той или иной дистанции. По итогам среди участников оказались реальные «звёзды», собравшие целый букет наград. Смотрите сами:

    Подиум в номинации «велокросс» в женском зачёте младшей группы заняли харьковчане: Алина Богдан (Харьков-3), Карина Лиганенко (Харьков-2) и Александра Ляшенко (Харьков 1), в мужском – харьковчане и криворожане – Максим Архипенко («Фортуна», Кривой Рог), Дмитрий Веретельник и Евгений Артеменко (Харьков-3). В старшей группе тоже преобладали харьковчане. В женском зачёте на подиуме Вероника Горбатюк (Винница-1), Виктория Вайнбергер (Харьков-1) и Алла Бурдейная (Винница-1), в мужском – Станислав Орда (Харьков-1), Александр Пилипчук (Сумы) и Давид Горб (Харьков-1).

    Большая часть этих ребят отличилась и в триале. В женском зачёте младшей группы первой тройкой стали Нина Вовк («Фортуна», Кривой Рог), Карина Лиганенко и Юлия Гета (Харьков-2), у ребят – Максим Архипенко («Фортуна», Кривой Рог), Александр Бирок (УДЦ «Нептур», Киев), Алексей Юников (Харьков-2), Денис Курочка (Полтава) и Константин Бутов («Фортуна», Кривой Рог), прошедшие его с одинаковым временем и решением судей разделившие «бронзу». В старшей группе у девушек первенствовали Виктория Вайнбергер (Харьков-1), Яна Шевченко (Сумы) и Вероника Горбатюк (Винница-1), у парней – Давид Горб и Станислав Орда (Харьков-1), Ярослав Даценко (Сумы).

    Не особо обновились и победители фигурного вождения. Девичий подиум младшей группы заняли харьковчанки Карина Лиганенко (Харьков-2), Александра Ляшенко (Харьков-3) и Юлия Гета (Харьков-2), юношеский – Максим Петин (Винница-2), Алексей Юников (Харьков-2) и Евгений Артёменко (Харьков-3). В старшей группе первой тройкой стали Виктория Вайнбергер (Харьков-1), Вероника Горбатюк и Алла Бурдейная (Винница-1), в мужской – Давид Горб (Харьков-2), Владислав Мирончук (Харьков-1) и Игорь Осипенко (Винница-1).

    Итогом комплексной дистанции из трёх этапов стало награждение лучших гонщиков, прошедших вчистую или с минимальными штрафами. И снова всё те же лица. Женская тройка младшей группы – харьковчанки Карина Лиганенко (Харьков-2), Алина Богдан (Харьков-3) и Юлия Гета (Харьков-2), мужская – Алексей Юников (Харьков-2), Евгений Артёменко (Харьков-2) и Максим Петин (Винница-2). В старшей группе подиум заняли  в женской группе Виктория Вайнбергер (Харьков-1), Вероника Горбатюк (Винница-1) и Полина Денисенко (Харьков-1), в мужской  –Давид Горб и Станислав Орда (Харьков-1) и Дмитрий Рыбачок (Винница-1). Взрослый зачёт полностью занят командой «Харьков-1»: Давид Горб, Станислав Орда и Андрей Федорко.

    Общекомандные итоги первого дня: малыши – Харьков 2, Харьков-3, Полтава; старшие – Харьков-1, Винница-1 и Сумы; взрослые – Харьков-1, Винница-1 и Винница-2. Увы, кировоградцев на сей раз удача обошла стороной. По раллийным итогам в младшей группе победителями стали команды  Винницы-2, Полтавы и Кировограда, в старшей – Винницы-1, Харькова- 1 и Сум, у взрослых – Винницы-1, Винницы-2 и ОФСТ-2 Кировограда. И, наконец, суммарные итоги  двух дней напряжённой борьбы определили обладателей Кубка Украины-2016 в трёх возрастных группах:

    Младшая – Винница-2, Полтава и Харьков-3; старшая – Винница-1, Харьков-1 и Сумы; взрослые  – Винница-2, Винница-1 и Харьков-1.

    От имени организаторов -Кировоградского центра туризма всем командам-участникам были вручены и памятные грамоты.В свою очередь,гости поблагодарили кировоградцев за тёплый приём. Торжественный спуск флага, общее фото – и, наконец, можно спокойно пообщаться с участниками всех рангов.

    Александр Александров, Кировоград, начальник дистанции ралли: «Маршрут немного усложнён относительно прошлогоднего, но в целом проходимый. Для объективности внедрена система чипового контроля. Приятно радует велотехника серьёзных фирм и комплектаций, а также высокие скорости участников и техника пилотирования»

    Дмитрий Заец, Кировоград, капитан команды ОФСТ-2: «Дистанция кросса очень короткая, почти спринт. Большая часть участников, и я в их числе, лишь на финише ощутили «вкат». Триал был хороший, но мне, увы, не повезло…»

    Виктория Вайнбергер, Харьков 1: «Отличной была «фигурка», более-менее  подготовленной трасса триала, сложнее с ралли – на него ушло больше времени, чем я думала. Но в целом понравилось. Приеду ли в следующем году – не знаю. Хотя, почему бы и нет?»

    Иван Ткаченко, Кировоград, ОФСТ-1: «Карта убивает напрочь. 86-го года!!! Половины обозначенного на ней давно нет в помине. Конечно, мы дошли до финиша, но наблуждались….»

    Следующий год объединит пеший и велосипедный туризм на территории Светловодского района Кировоградщины. Судьи не скрывали желание сделать нашу область велосипедным центром Украины. Однако сетовали на фактический энтузиазм, ибо без поддержки бизнеса или депутатов всех уровней любая идея заведомо обречена. Как известно, надежда умирает последней. Но даже маленькие нотки оптимизма обещают после годичного «разбора полётов» и более тщательной подготовки показать в 2017-м по-настоящему высший велопилотаж. Ибо леса у нас ещё те…

    Максим Гуцалюк