Миссия ОБСЕ на Донбассе – марионетки, миротворцы или непредвзятые арбитры?
За время гибридной войны России против Украины ОБСЕ подготовила более 800 отчетов о ходе военных действий на Донбассе. Иностранных наблюдателей неоднократно обвиняли в необъективности, бездействии и выборочной «близорукости». Нарекания щедро сыпались как со стороны украинцев, так и со стороны сепаратистов ОРДЛО и их руководителей в Кремле. О провалах и успехах мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине – в результатах ее работы за последние три года.
Неожиданные вызовы и слабые места миссии
Международные наблюдатели прибыли на Донбасс в конце марта 2014 года по приглашению Украины, которая является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1992 года. По состоянию на 2 апреля Специальная мониторинговая миссия (СММ) насчитывала всего 63 человека. Основная задача, которая была возложена на нее, – собирать информацию и отчитываться о ситуации в Украине, а также следить за соблюдением прав человека. С этой целью участники патрулей пытались наладить контакты с местными жителями и органами власти самопровозглашенных республик. Это нередко расценивалось украинской стороной как «заигрывание» с террористами. Впрочем, по мнению экспертов, причина была в том, что иностранцы не имели четкого представления о процессах, которые происходили в восточных регионах.
«У многих наблюдателей был опыт работы в других миссиях. Например, в Боснии. Там они содействовали диалогу между боснийскими мусульманами, сербами и хорватами. Им врезалось в память, что миссия должна способствовать диалогу. Сначала они считали конфликт в Украине – гражданским конфликтом, где есть две стороны – большинство населения государства и жители востока, в частности Донбасса. Лишь впоследствии они осознали, что это не внутренний конфликт, – делится воспоминаниями польский политолог Лукаш Адамский, который полгода проработал в миссии. – ОБСЕ должна была просто фиксировать позицию двух конфликтующих сторон без попыток выяснить, где правда».
Такая позиция играла на руку РФ, что порождало много разговоров о заангажированности ОБСЕ. Недовольство украинцев вызывал и тот факт, что среди членов СММ, работающих в зоне АТО, есть граждане России. Впрочем, по официальным данным организации, их численность не превышала 6% от общего количества наблюдателей на Донбассе. Больше всего в составе мониторинговой миссии – американцев и британцев. По состоянию на 12 июля 2017 года в рядах СММ числится 641 человек, из них только 36 – из РФ. По словам некоторых экспертов, даже это количество является недопустимым. Поэтому все чаще звучат призывы к западным политикам исключить Россию из состава ОБСЕ и выставить ее представителей из специальной миссии. Но в Европе не готовы к радикальным мерам. Тем более что такое решение уничтожит одну из площадок для переговорного процесса, а ЕС и США не оставляют надежд на урегулирование конфликта дипломатическим путем.
«ОБСЕ – один из немногих каналов, оставшихся для контактов Запада с Россией. И для России это также платформа для общения с Западом», – отмечает научный сотрудник Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Александр Титарчук.
От констатации фактов – к резолюциям и действиям
После подписания Минского соглашения в 2015 году функции миссии изменились: наблюдатели должны были следить за отводом тяжелого вооружения и фиксировать нарушения перемирия. Аналитики ожидали, что СММ станет гарантом соблюдения Минских договоренностей и поможет перевести острое противостояние в мирную фазу. Несмотря на то, что полного прекращения огня не произошло, ежедневные патрулирования ОБСЕ сдерживали террористов от активного продвижения вперед.
«Присутствие миссии дает нам шанс избежать эскалации конфликта. Речь идет не об обстрелах, а о тактико-наступательных действиях на стратегические объекты. Пока там ОБСЕ, боевики на это не решаются, даже по указанию России», – уверяет военный эксперт Олег Жданов.
Кроме этого, организация выполняет основную свою роль на Донбассе: выступает «глазами» всего цивилизованного мира. На сегодня это единственная международная инстанция, сотрудники которой присутствуют в зоне АТО. В ее отчетах неоднократно было зафиксировано, что сепаратисты нарушают режим тишины, а в их арсенале есть техника, которую использует только РФ.
Чтобы обеспечить устойчивое перемирие и остановить российскую агрессию на востоке, Президент Украины предложил преобразовать мониторинговую миссию в полицейскую. Генсек организации Ламберто Заньер заявил тогда, что в ОБСЕ открыты к диалогу, но для такого решения требуется согласие всех стран-членов. В июне 2017 года Петр Порошенко призвал новоизбранного главу ОБСЕ Себастьяна Курца активизировать консультации по этому поводу и усилить давление на Российскую Федерацию.
«Мы должны каждый день четко давать понять России, что ей не избежать ответственности за вопиющее пренебрежение нормами и принципами международного права», – подчеркнул глава государства.
Именно благодаря отчетам мониторинговой миссии в начале июля 2017 года удалось провести через Парламентскую ассамблею ОБСЕ резолюцию о «Восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины», которая вошла в итоговую Минскую декларацию. В ней Парламентская ассамблея призвала РФ «обеспечить вывод своих вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» и «вывести российские оккупационные войска с временно оккупированной АР Крым и города Севастополя». По словам экспертов, такие формулировки дают основания Украине добиваться более эффективных инструментов для борьбы с агрессором.
«Это означает, что на дипломатическом фронте мы можем переходить от обороны к атаке: и сейчас очень важно предлагать новые идеи и новые решения, которые бы исходили из того факта, что Россия не выполняет Минских договоренностей и российские войска находятся на украинской территории. Мы можем говорить об усилении санкций в отношении России. И мы можем в полный голос заявлять о том, что Украине нужно предоставить летальное оружие», – резюмирует политолог Сергей Таран.
Материал Центра общественного мониторинга и контроля