Мониторинг торговли людьми в Кировоградской области
23 жовт. 2015 16:56
1011
Общественная организация „Областная информационная служба по актуальным вопросам женщин” (ОЖИС) осуществила мониторинговую оценку выполнения областной социальной программы противодействия торговле людьми, которая выполняется областной и районными государственными службами.
Проверка деятельности осуществлялась в рамках реализации проекта «Усиление общественного контроля за формированием, координацией и выполнением политики по противодействию торговле людьми». Финансовую поддержку в реализации проекта оказывает Международная организация по миграции в Украине (МОМ).
Согласно плану мероприятий по реализации проекта рабочей группой осуществлен сбор данных по отчетам учреждений, которые работают в соответствующей сфере деятельности. Проанализированы отчеты департамента социальной защиты населения Кировоградской облгосадминистрации за 2013-2014 годы И І полугодие 2015 года; отчеты райгосадминистраций по данному направлению деятельности тех районов, которые предоставили информацию. Также проанализирована работа отделов по делам семьи, молодежи и спорта, отделов образования райгосадминистрации, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, РОУМВД Украины в Кировоградской области. Для обработки данных получена информация из 16 районов области, а также 4 городов областного подчинения. Данные, предоставленные от районных администраций, свидетельствуют о том, что в 9 районах распоряжениями глав райгосадминистраций утвержденные районные целевые социальные программы по противодействию торговле людьми и планы мероприятий. Во всех районных администрациях и городах распоряжению председателей назначены ответственные лица по установлению статуса лицам, пострадавшим от торговли людьми. Ежеквартально районные государственные администрации предоставляют отчеты в департамент социальной защиты населения, где указываются проведенные мероприятия по данному направлению деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что в Кировоградской области уделяется внимание со стороны областной администрации и органов местного самоуправления по вопросам противодействия торговле людьми.
Но, надо отметить, что соответствующая деятельность не носит системного характера. В основном - это задекларированный направление работы. Наиболее активно в области проводятся мероприятия по организации первичной профилактики торговли людьми. Почти во всех районах проводятся мероприятия превентивного характера.
Одной из задач областной целевой социальной программы противодействия торговле людьми является повышение профессионального уровня работников, оказывающих помощь лицам, пострадавшим от торговли людьми, осуществляют их реабилитацию и социальную реинтеграцию.
Областные и районные администрации активно сотрудничают с общественными и международными организациями, фондами. С конца 2014 года и в 2015 году работники районных отделов по делам семьи, молодежи и спорта, отделов образования, отделов культуры и туризма, служб по делам детей, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, РО УМВД Украины в Кировоградской области принимали участие в семинарах и тренингах, которые проводились на региональном уровне представителями общественной организации „Областная информационная служба по актуальным вопросам женщин”, основную часть которых составляли тренинги для работников органов государственных служб по вопросам „Распространение Национального механизма взаимодействия субъектов, которые осуществляют мероприятия в сфере противодействия торговле людьми. В течение И полугодие 2015 года проведен ряд подобных тренингов.
Также в области проводились активные мероприятия по информированию молодежи и школьников, информационными кампаниями и тренингами охвачено 2205 человек.
Работа по предупреждению и противодействию торговле людьми освещалась на сайтах районных администраций, но следует заметить, что информации мало и она несистемная. Некоторые администрации публиковали нормативно-правовую базу по данному вопросу, некоторые отчитывались о создании координационных советов и ответственных лиц, большинство – отчитывались о мерах превентивного характера, проводилась в районе. В средствах местной массовой информации, на радио и телевидении информация о проведенных мероприятий освещалась очень нерегулярно.
Таким образом, работа в области по предупреждению торговли людьми в информационном аспекте ведется активно. Но по выявлению лиц, пострадавших от торговли людьми за последние три года, данных не было, соответственно и работа по оказанию помощи таким лицам не проводилась со стороны государственных структур. Об этом свидетельствует и справка, предоставленная департаментом здравоохранения кировоградской облгосадминистрации, где отмечается, что в коммунальном учреждении „Центр планирования семьи и репродукции человека” в случае необходимости будет предоставляться психологическая помощь лицам, которые пострадали от преступлений, связанных с торговлей людьми, а также в случае необходимости таким лицам будет предоставляться амбулаторная и стационарная помощь. То есть, потенциальная готовность есть.
Задачей областной целевой программы по противодействию торговле людьми является обеспечение оказание помощи лицам, пострадавшим от торговли людьми, а именно – услуг различной социальной направленности, медицинской помощи, направление пострадавших лиц, которые требуют временного убежища, до территориальных центров социального обслуживания или областного центра социально-психологической помощи. Но ни одного факта данной деятельности не зафиксировано, потому что отчеты всех департаментов отмечают, что в течение последних 2012 - 2014 годы обращений граждан, которые пострадали от торговли людьми не поступало.
По результатам мониторинга выполнения Областной целевой социальной программы противодействия торговле людьми на период до 2015г., а также анализа отчетов органов местного самоуправления и областных государственных структур, рабочая группа разработала предложения, которые учитывают рекомендации группы экспертов Совета Европы по противодействию торговле людьми. Также выделены проблемы, определены в Концепции Государственной программы противодействия торговле людьми на период до 2020 года, а именно:
- повышение координации мероприятий по противодействию торговле людьми между различными государственными ведомствами и учреждениями;
- активизация идентификации и оказания помощи лицам, пострадавшим от торговли людьми;
- обеспечение органами местного самоуправления систематического и прозрачного освещения на сайтах администрации комплексной информации относительно направлений деятельности по противодействию торговле людьми.
Подготовлены рекомендации к разработке новой областной программы, которые были представлены во время заседания координационного совета в октябре. Проектная команда надеется, что новая рабочая группа по подготовке и разработке областной программы противодействия торговле людьми до 2020 года учтет результаты и рекомендации мониторинговой группы, что даст возможность эффективно продолжать работу по предотвращению торговли людьми в области.
Алина Осокина, член ОЖИС, руководитель проекта «Усиление общественного контроля за формированием, координацией и выполнением политики по противодействию торговле людьми»