Необычные педагоги Кировограда

  • 29 вер. 2011 11:48
  • 3373
    • Новина Необычные педагоги Кировограда Ранкове місто. Кропивницький

    В эту пятницу классы будут ломиться от цветов. Ведь на носу - День учителя, который в нашей стране отмечают в первое воскресенье октября. У каждого свои ассоциации с представителями этой нелегкой профессии. И порой они не самые приятные, потому что вы шли на урок не потому что интересно, а затем, чтобы не схлопотать двойку.

    Мы же расскажем вам о неординарных педагогах, которые работают в кировоградских школах. К ним бегут на урок, их любят и именно благодаря им в памяти школьные годы остаются как самые лучшие.

     Тамара ЛЮБЕЦКАЯ: «Как только мы приезжаем из очередной   поездки, ученики начинают спрашивать, а когда следующая»

    Учитель географии       

    Гимназия имени Тараса Шевченко

    С чем у вас ассоциируется урок географии? Думаю, у большинства это работа с атласами и контурными картами, рассказами о флоре и фауне, особенностях почвы и населенных пунктах далеких стран. И в большинстве случаев дети просто зазубривают данную информацию, порой не задумываясь, сколько интересных открытий за ней стоит.

    Ученикам Гимназии имени Тараса Шевченко с учительницей географии очень повезло. У тех, кому преподает Тамара Николаевна Любецкая, это, наверное, самый любимый предмет. А все потому что, со своей обожаемой учительницей они обколесили уже практически всю Украину. Причем в путешествиях принимают участие школьники, начиная с 5 класса. А сама Тамара Николаевна поднимается с ними в горы, спускается на лыжах, играет в футбол, покоряет реки.  И поверьте, это не просто поездки выходного дня ради развлечения. Перед каждой поездкой ученикам ставят определенные задачи, например, исследовать особенности грунтов либо собрать гербарий в пункте назначения, а потом школьники по этим результатам пишут работы.  

    - Вы осознано стали учителем географии?

    - Изначально я собиралась поступать на факультет химии. Приехала в Одессу, в институт имени Мечникова, а там огромная очередь абитуриентов на этот факультет. Смотрю, а на географический – никого. Вот я туда и сдала свои документы. А вообще географы у меня отец и дядя.

    - Никогда не жалели о том, что сделали такой выбор в жизни?

    - Нет, у меня никогда не возникало такого желания. Я считаю, что у меня очень интересная профессия, и за почти 40 лет моей работы она мне не надоела.

    - Как давно Вы путешествуете со своими учениками?

    - Уже лет 10. Обычно мы путешествуем во время летней практики, на каникулах и на выходных во время учебы. Правда, раньше старались ездить, пока тепло, а вот в этом году впервые поехали в Буковель. Дети были в восторге, они впервые увидели как по-настоящему празднуют Рождество на Западной Украине. Они сами переодевались в костюмы, ходили колядовать, готовили праздничные блюда, отстояли всю службу в церкви, при этом отказавшись от катания на лыжах.

    - Где Вы уже побывали с учениками?

    - Мы объездили почти всю Украину. Были на Закарпатье, в Карпатах, посетили центр Европы – Ворохту, по следам партизанской славы - Подлесное, а по стопам Кобзаря – Канев и Черкассы. Были на острове Хортица, в музее Ракетных войск в Первомайске, в Одессе. В рамках проекта «на краю Степи и Лесостепи» шестиклассники дошли до Чигирина, где посетили Мотронинский монастырь, и в другую сторону – до Днепропетровщины. А с восьмиклассниками мы исследовали пороги и водопады Южного Буга. Да всего и не перечислишь. Зато все можно отследить по работам ребят.

      

    - А куда планируете поехать, что еще хотелось бы показать детям?

    - Вот в ближайшем будущем собираемся исследовать устье Дуная (посетить Одессу, Вилково, так называемую «Украинскую Венецию»). А еще хотим поехать в Санкт-Петербург и побывать на Шацких озерах на Волыни.

    - Не возмущаются ли родители, что их чада так часто в разъездах?

    - Наоборот, ко мне даже специально приводят детей, зная такие особенности. У меня был самый большой класс в школе – 35 человек. Мои ученики, как только мы приезжаем из очередной поездки, начинают спрашивать, а когда следующая. Правда, было время, когда мне приходилось учить родителей делиться, как бы это смешно не звучало.

    - Не тяжело ли в поездках с большим количеством детей?

    - Нисколько. Наоборот, самой ездить скучно. И кроме того, я же езжу с ними не одна, с нами еще несколько учителей и некоторые родители. Поверьте, это очень весело, и после каждого такого путешествия остаются незабываемые впечатления на всю жизнь. Разве можно забыть, как мы шли в Ворохте 4 км на дискотеку, или спускались на лыжах в Буковеле, или тайком следили за учениками, чтоб ничего не случилось, в Буковеле, да много еще чего.  

    - Как Вы отмечаете День учителя?

    - Обычно мы с учениками и родителями выезжаем на шашлыки, чаще всего в Горсад.

    - Посоветуйте начинающим учителям, как построить правильные отношения с учениками.

    - Прежде всего, отношения должны строиться на взаимном уважении и любви к детям. Материальные ценности сразу можно откладывать на другой план. Кстати, хочу сказать, что наши совместные поездки не только расширили кругозор учеников, но и сдружили класс. Мы – одна большая семья. И я считаю, что это самое главное.

        

    Юлия ГАЯНСКАЯ     – молодой педагог, учитель химии и биологии. Но ее безграничная любовь к детям и спорту сделала еще и тренером баскетбольной секции в гимназии №9, где она и преподает.

     - Почему решили стать учителем или это был неосознанный выбор?

    - Ну, я хотела либо врачом стать, либо учителем. С медицинским образованием у меня не сложилось, пошла в учителя. Я просто очень люблю детей, с ними интересно, они тоже могут чему-то научить. Но у меня есть еще одно большое призвание – спорт. Последние два года я в школе вела секцию баскетбола.

     - Как классный руководитель вы придумываете для детей какие-то занятия вне школы?

    - В плане спорта – ездим на соревнования, но финансирование ложится полностью на плечи родителей. Немного проще с экскурсиями. Мы стараемся не только о достопримечательностях города рассказать, но и охватить всю страну, ведь это так интересно. И на Хутор Надия ездили, в зоопарки, музеи. Стараемся все самое интересное показать, чтоб у них не было времени задумываться о глупостях.

     - Какой для Вас самый запоминающийся случай или ученик  в Вашей работе?

    - Я на всю жизнь запомнила, как проходила практику в 16-ой школе. Школа сама не плохая, но на то время там такой 11 класс был, что жуть. Большинство мальчиков-прогульщиков. Мне удалось их увлечь, они на мои занятия ходили всегда без проблем, решали задачи, слушали. Приходили даже просто получать двойки. До сих пор мои дети ко мне на уроки ходят с радостью. Это была моя первая победа. Никто не ожидал, что молодая учительница сможет так заинтересовать учеников.

     - Не возникало желания бросить все и сменить профессию?

    - Никогда. Когда работаешь с детьми, всегда молодеешь душой. В нашем коллективе есть учителя достаточно преклонного возраста, но они молоды душой, у них современные взгляды на жизнь.

     - Что посоветуете начинающим педагогам?

    -  Конечно же, в первую очередь надо самому быть примером. Как можно требовать от человека то, на что не способен сам? Во-вторых, нужно сконцентрировать все свои лидерские качества и показать, что последнее слово будет за вами, ведь дети, особенно переходного возраста – они манипуляторы, к тому же очень ловкие. Ни в коем случае не стоит становиться диктатором. Без этого тоже нельзя, но главное – не переборщить. Нужно показать, что тебя интересует и внеклассная жизнь ребенка. Надо уметь слушать и слышать, уметь признавать свои ошибки. Дети ценят откровенность, понимание, честность. Они все разные, интересные, это надо увидеть и понять.

     - Вы молодая мама, хотели бы стать классным руководителем у своего сына?

    - Ни в коем случае. Как бы там ни было, определенная предвзятость будет. Всегда от своего ребенка ждешь большего, думаешь, что он способен на большее. А дети думают наоборот, что будут поблажки и т.д. Когда мой сын вырастет, я даже в другую школу отдам, хоть наша очень хорошая, одна из лучших в городе.

     - Как Вы отмечаете день учителя?

    - У нас в коллективе проходит капустник. Каждый учитель показывает, кто на что горазд. Кто-то поет, кто-то танцует, а наш трудовик очень весело рассказывает юморески. Это все за печеньками и чаем, в узком теплом кругу – учительском коллективе.

     Тамара ПРОКОПЕЦ: «Для меня на первом месте не  учеба,  а воспитание»

    Учитель младших классов, ООШ №20

     С первого класса ученики Тамары Николаевны живут под девизом «В світі білому єдині, як Інгулу течія, оце вогнище єдине – школа наша і сім`я. Тут пісні і задачі, рідне слово для нас. Побажаєм нам удачі! За роботу, в добрий час!». Именно с этого начинается рабочее утро, а перед этим дети приветствуют друг друга, становятся в круг, делают лечебные упражнения. Главная цель для педагога - в человеке воспитать человека. О том, как ей это удается, она поделилась с «Первой городской».

     - Почему Вы решили стать учителем?

    - Мы жили на Урале. Время было тяжелое, детского сада не было у нас в поселке и мне оставляли детей, чтоб я присматривала за ними. Тогда проявились и лидерские качества, и появилось желание чему-то научить других, сделать лучше и самой стать лучше.

    Я увлеклась работами Сухомлинского, даже повезло с ним повстречаться. Работала вожатой, а это отличная школа для настоящего учителя. Я – гуманист, а школа – то место, где можно посеять лучшие зерна и дать им прорости.

     - Как классный руководитель Вы придумываете для детей какие-то занятия вне школы?

    - У нас очень много разных занятий. Для меня на первом месте не учеба, а воспитание. Мы проводим и игры и занятия на улице, очень много ездим на экскурсии, как по Кировограду, так и по всей Украине. Именно на таких уроках дети сами начинают понимать, что такое толерантность, совесть, как понять другого человека, как распознать добро и зло, узнают, что такое прощение, что такое хорошо и что такое плохо.

    Мы выезжаем с детками на Николаевский пляж, на Лесопарковую, в Рощу десантников, где проводим занимательные развивающие игры. Также мы были и в Умани, и в Чигирине (ездили на 400-летие Б.Хмельницкого), в музей воды в Киев, в Пирогово, в Полтаву и много других интересных мест. Бывает, что и на 2-3 дня ездим, с родителями, дружно. В это время детки учатся быть ответственными, самостоятельными, много нового узнают, рассказывают друзьям.

    Хочу рассказать и о отряде «Барвинчата», который существует в нашем классе. Мы с ними читаем сказки, легенды рассказы об уникальном растении барвинок, рисуем его, а недавно даже под окнами класса высадили целую клумбу барвинка.

    Также очень много внимания мы уделяем ручным поделкам. У нас есть целая коллекция писанок, различных зверей, сказочных героев из всевозможных материалов. Причем дети все это изготавливают вместе с родителями. А когда на одной из экскурсий мои ученики попробовали себя в гончарном деле, их радости не было предела, да еще и то, что сделали - забрали с собой. Да очень много чего придумываем, главное, что это нравиться и детям и родителям и от этого есть видимый эффект. 

     - Какой для Вас самый запоминающийся случай или ученик  в Вашей работе?

    - Их очень много.  Например, как-то поехали мы с детьми ко мне на дачу (это в районе Лелековки), вещи оставили и пошли в поле, и спрятавшись за небольшими кустами, легли на землю. И представляете, рядом с нами на расстоянии вытянутой руки проходили аисты и ловили ящериц. Они были так близко от нас, что дети слышали каждый шорох, цокот клюва. Эти воспоминания и ощущения единства с природой останутся с детьми на всю жизнь.

    А однажды, выехав на природу, мы вместе с родителями приготовили необычную задачу для детей. Переночевав в деревянном домике на одной из баз отдыха в пригороде Кировограда, мы с учениками пошли в лес делать зарядку, а мамы остались готовить завтрак. Как же удивились детки, когда вернувшись, увидели своих мам привязанных к дереву и с кляпом во рту. Дети должны были, следуя по указателям, выполнить задания и освободить мам. Море впечатлений остались и у детей, и у родителей.

     - Что посоветуете начинающим педагогам?

    - Как учитель младших классов, я посоветую обязательно познакомиться с родителями своих учеников. Нужно общий язык найти с каждым, встретиться индивидуально, заинтересовать жизнью школы и класса, только тогда будет успех. Также я непременно смотрю семейный альбом. Не ребенка, а всей семьи, чтоб узнать об их жизни и понять, что им интересно. Тогда мы вместе начинаем работать с детьми и напоминать им, что хоть человеком ты родился, но человеком нужно еще стать. Это у меня знают даже первоклашки. Так что, посоветую быть индивидуальным и гуманным.