Почему дорожают продукты?
Сегодня оформление одного контейнера с любым грузом в Одесском порту занимает пять-шесть дней. Этот простой, традиционные взятки, содержание контейнеров ложится неподъемным грузом на себестоимость товара. Об этом сообщают наши источники в администрации порта.
Сегодня очередь из контейнеров, ожидающих растаможки, не сократилась, а лишь перманентно увеличивается, передает корреспондент. «Каждый контейнер стоит пять шесть дней. Это произошло после слияния сотрудников Миндоходов (экс-налоговой – прим. ред.) и таможенников. Теперь фактически все контейнеры поголовно досматривают в очень жестком режиме: взвешивание, рентген, досмотр. Причем если досмотр пока не поголовный, то на рентген и весы отправляют 99% контейнеров. Доходит до абсурда – к примеру, недавно отправили на рентген контейнер фотопленки. Экспедитор возмутился, мол, вся пленка будет засвечена. А налоговик ему: тогда устроим досмотр и изымем пару коробок, лучше пусть пару коробок испортят, чем весь контейнер. Не знаю, чем это закончилось, но, скорее всего, очередной взяткой», - отмечает наш собеседник.
По данным наших информаторов, отказаться от рентгена и весов – минимум 200-300 долларов. И то, речь идет о «белых фирмах», которые гарантированно не возят контрабанду. В целом же, очередь может продлиться и несколько недель, если не подойти к таможеннику. Цена его услуг «по обращению внимания на проблему перевозчика» - не меньше 500 у.е. Получить карантинный сертификат – всего 100 гривень. Это ничто по сравнению с двумя-тремя неделями простоя. Он занимает особое место в жизни транспортников и экспедиторов. «Представьте себе контейнер с портящейся продукцией – мясом или рыбой. Его содержание обходится в крупную сумму. Экспедиторы теряют минимально двести-триста долларов в сутки на простое. А ведь бывает такое, что из-за конструктивных особенностей постройки пресловутый рентген показывает дополнительные коробки или ящики и таможня хочет сверлить этот гигантский холодильник. Его стоимость в среднем 60-70 тысяч долларов. Постоянно вспыхивают скандалы и стычки», - продолжает наш собеседник.
Самое страшное в процедуре, что облучают и водителей. «Я сам видел фотографии, на которых показан груз, фура и водитель – все просвечены. Некоторых просвечивают по 5-6 раз за неделю. Скоро все водители будут ездить с белокровием», - сетует наш собеседник.
Все это отображается не себестоимости продуктов. «А теперь возьмем простое сравнение: сегодня хек стоит в рознице 45 гривень за килограмм, а красную рыбу в мороженом виде можно приобрести за 70-80 гривень. Откуда такая маленькая разница в цене между элитной рыбой и рыбой, которую в СССР не ели даже кошки? Из порта. Причем, именно из Одесского. В Ильичевском и Южном дела обстоят куда проще», - резюмирует источник.
Напомним, в начале ноября перевозчики трубили о гигантских очередях в Одесском порту. Тогда в среднем на оформление контейнера уходило 29 часов. Миндоходов рапортовало, что электронные сканеры, работающие в порту с 5 августа, обеспечивают проезд контейнера за 2-5 минут.
В то же время в эфире радиостанции «Голос Столицы» гендиректор Ассоциации международных экспедиторов Юрий Приходько отметил: «Таможенным кодексом предусмотрена ответственность должностных лиц за то, что если контейнер сканировали или вскрыли, просмотрели и ничего не нашли, то должны ответить за эти вещи. Но они не отвечают. Более того, они должны информировать декларантов, которые декларируют эти грузы, о причинах задержки контейнеров свыше 4 часов, что предусмотрено Таможенным кодексом. А здесь уже превышено до 10-20 часов. Просто не выполняется Таможенный кодекс».
Источник:http://www.reporter.com.ua