Школьные «сборы», или Почем бесплатное образование?
Организация школьных праздников, ремонты, подписка газет, покупка школьных парт, учебников, подарков учителям и даже работа уборщицы — расходы современной школы, которые почему–то ложатся на плечи родителей. И каждый из нас давно усвоил, что так называемые «благотворительные» взносы на развитие школы на самом деле принудительные, и никто из родителей не спрашивает, какую сумму они хотят пожертвовать на благо родного учреждения, да и хотят ли это делать вообще.
Но кто, как ни сами родители украинских школьников смогут точнее всего описать проблемы современной школы? О реалиях кировоградской «школьной» жизни нам рассказывает мама второклассницы Оксана Веремеева.
Мама школьницы: «У нас практически ни одно родительское собрание не обходится без обсуждения бюджетного вопроса»
— Оксана, расскажите, пожалуйста, во сколько финансово Вам обошлась подготовка к 1 сентября?
— Начиная с ручки и заканчивая ранцем — покупали все новое, с прошлого года ничего не осталось. Вся канцелярия вместе с портфелем нам обошлась в 700–800 гривен, одежда еще 1500 гривен (и это без формы, которая стоит 500 гривен) и, конечно же, цветы учителям, сладкий стол, подарочки гривен на 200, не меньше. Я считала, что это очень много, но когда я узнала, сколько выложила моя знакомая за то, чтобы отдать ребенка в лицей, поняла, что мои расходы — это копейки…
— На что родители сдают деньги в течение года?
— Отдельной темой для меня является оплата фондов: школы, класса. За полгода мы платим 200 гривен в фонд класса + 100 гривен в фонд школы, в классе 30 детей, а это за год не много не мало — 18 тысяч с одного класса. Посчитайте сами, в школе 10 классов, получается 180 тысяч за год на фонды. Вопрос: почему же родители за свои деньги должны еще покупать книги определенных авторов? По закону все дети имеют право на бесплатные учебники. И, насколько я знаю, чиновники управления образования хвастались, мол, на 110% обеспечили школьников литературой. К сожалению, это далеко не так. Не скажу, что ситуация уж совсем критичная, но 20–30% учебников приходится покупать, а иначе такой ребенок просто не сможет выполнять те задания, которые задаются в школе. Практически ни одно родительское собрание не обходится без обсуждения бюджетного вопроса.
Я считаю, что принудительные пожертвования на ремонт школы, мебель, оплату труда уборщиц — недопустимы. На это выделяются бюджетные деньги. По крайней мере, так должно быть. Естественно, в стране у нас далеко не все в порядке с финансированием образования, как, впрочем, и со всем другим, но это же не повод проводить политику сбора «оброка» со школьной скамьи. И если уж родители решили сделать школе подарок (никакой наличности), то это должно быть их инициативой.
В большинстве школ деньги (на походы в театр, подарки педагогам) собирают не учителя, а родительский комитет. Но давайте смотреть фактам в глаза, по собственной ли воле? Решение, на что и сколько сдавать, должно приниматься на собрании хоть каким–то голосованием, что ли. Классы разные ведь, и у родителей абсолютно разное благосостояние, если кому–то выложить 100 или 200 грн. в месяц не составит труда, то для одинокой матери это серьезный минус с семейного бюджета.
— Отчитываются ли перед родителями за потраченные средства?
— К сожалению, нет. Поразительно, мы толком даже не знаем, куда уходят наши деньги. Деньги собирают вроде бы на ремонт класса, а по факту получаем роскошную учительскую. Ничего не имею против — у преподавателей тоже работа не сахар, но почему об этом никто не говорит, так хотя бы было бы честно.
Мой племянник учится в 10–м классе, сестра на тот же ремонт отдала 250 гривен, а готовить класс к ремонту под видом практики заставили детей.
— Считаете ли вы, что добровольные взносы, без участия педколлектива и руководства школы, все же могут быть полезны?
— В принципе да, сама идея добровольных взносов не так уж и плоха. Но хотелось бы, если мы уж сдаем на что–то средства, хотя бы получить отчет, на что они потрачены.
Для меня главное, чтобы моему ребенку дали хорошее образование, а не новые парты и шкафы в классе, которые меняются каждый год. Или же дайте гарантию, что мой ребенок проучится в одном кабинете до 11 класса, где я сделаю ремонт, а не будут бросать каждый год в разные кабинеты, где родители отказались делать ремонты…
Не говоря уже о подарках учителям. Нам повезло с классным руководителем, она не привередливая, а есть такие, которые заказывают конкретный подарок.
— Вы не пробовали отказаться сдавать деньги?
— Я, конечно, понимаю, что на самом деле родители могут отказаться сдавать деньги в школу. И более того, они могут предупредить директора школы, который занимается такими вещами, о наступлении соответствующей ответственности, которая предусмотрена не только кодексом об административных правонарушениях, но в определенных частях и уголовным кодексом, но вы же понимаете, что в результате это скажется на оценках ребенка.
Управление образования: «Сам факт родительских взносов не является чем–то страшным, и во многих школах это весьма полезная практика»
Знают ли чиновники о данной ситуации, мы решили поинтересоваться у начальника городского управления образования Ларисы Костенко.
— Лариса Давыдовна, и все же, существует ли проблема родительских взносов или она надумана?
— Начнем с того, что сам факт родительских взносов не является чем–то страшным, и во многих школах это весьма полезная практика. Главное условие, которое должно выдерживаться, — все взносы должны быть только добровольными и администрация учебного заведения не должна иметь к этому никакого отношения. В начале каждого учебного года мы проводим с коллективами школ семинары и разъяснительные беседы, в которых предупреждаем о недопустимости участия преподавательского коллектива в сборах каких–либо средств.
Насколько я знаю, в некоторых школах города вполне удачно функционирует практика создания благотворительных организаций, которые имеют все необходимые документы, подтверждающие их право на получение неких добровольных взносов от родителей. Подобные организации используют собранные средства на благоустройство территорий, усовершенствование школьного оборудования, и главное — предоставляют лицам, которые сделали взнос, отчет о проделанной работе — фактически объясняют, куда были потрачены собранные средства. Насколько я знаю, что–то подобное организовано в 9–ой гимназии и гимназии им. Тараса Шевченко.
— Были ли в прошлом году зафиксированы нарушения со стороны школьных администраций в этом
вопросе?
— Жалобы подобного характера, к сожалению, имеют место в нашей работе, но, к счастью, они не так часты. По каждому конкретному случаю создается комиссия, которая расследует факт нарушения, иногда даже проводит инвентаризацию школьной бухгалтерии. Если факты подтверждаются — руководитель такого заведения подвергается дисциплинарному взысканию. Точную цифру сейчас не назову, но таких случаев по городу немного. В большинстве случаев так называемые «фонды классов» организовывают сами родительские
комитеты.
Павел Лисниченко