В детском саду на Кировоградщине практикуют песочную терапию

  • 10 черв. 2011 11:32
  • 11167
    • Новина В детском саду на Кировоградщине практикуют песочную терапию Ранкове місто. Кропивницький

     

    Песок… Вынесеный игривыми волнами с дна морского, зацелованный ветром, согретый солнцем, теплый, приятный на ощупь.…

    Помните, как в детстве вы на берегу моря строили сказочный замок, создавая свой мир и погружаясь в него. А кто-то потом вокруг него лепил забор, ограждая свою территорию. С точки зрения психологов такое поведения означает желание ребенка оградится от окружающих, погрузиться только у свой внутренний мир. А с каким восторгом вы строили в песочнице «пасочки» или лепили разные фигурки? Психологи тут тоже имеют свое объяснение: ребенок подсознательно ищет способы защиты от жестокой реальности, используя для этого игру с песком. С помощью разных образов ему намного легче выразить свои эмоции, если у него проблемы в отношениях с родителями или одногодками. Играя, он будто заново переживает конфликтную ситуацию, исправляя ее детали в желаемом для себя направлении. Тогда проблема, хотя и не в реальности, а в ее внутреннем мире, исчезает, а не превращается в психологический комплекс, который потом будет напоминать о себе всю жизнь.

    Таких примеров детского общения с песком можно привести много, но вывод  один: песок имеет свойства впитывать негативную энергетику, нормализовать психоэмоциональное состояние человека, очищать от плохих мыслей. Впервые оздоровительные и лечебные свойства песка обнаружил известный психоаналитик Карл Юнг, а уже в 50-х годах прошлого века его ученица Дора Калф разработала метод песочной психотерапии, который сейчас широко используется в нашей стране, особенно в роботе с детьми дошкольного возраста.

    - Песочная психотерапия очень полезна и интересна как для деток, так и для взрослых, - объясняет заведующая Оситняжским детским садом (Кировоградский район) Наталья Глижинская, которая не так давно использует этот метод в работе с детками. – Как только мы видим, что ребенок сердится, вступает в конфликтные ситуации с ровесниками или просто шалит, мы его сразу же заводим в комнату психологической реабилитации. Ее специально разработан так, чтобы ребенок мог оградиться от реального мира и проблем. Здесь преобладают оттенки синего цвета, например, на потолке изображено звездное небо, а на стене – рисунок со сказочными героями водного царства. В центре комнаты стоит специальная песочница. Дети с удовольствием играют в песке, строят горки, рисуют, то есть создают свой собственный мир. И уже через несколько минут их настроение улучшается.

    Такие игры с песком очень полезны для здоровья. Оборудование для песочной терапии совсем не трудно сделать даже дома. Песочницы могут быть квадратной или круглой формы, изготовленными из дерева или пластмассы. Для занятий с детьми в детском садку «Солнышко» сделали песочницу из дерева шириной 50 см, длиной 70 см и глубиной 8 см. Это оптимальный вариант для того, чтобы тут могли играть двое деток, не мешая друг другу.

    - Удачно подобранный цвет песочницы – это тоже залог успеха терапии, ведь не секрет, что цвета влияют на психологическое состояние человека, - говорит Наталья Степановна. -  Желательно объединить оттенки дерева, неба и воды, которые действуют успокоительно. Но уже в процессе роботы с детьми цвета можно менять зависимо от темы занятия, настроения и других факторов. Например, красный цвет символизирует активность, привлечение внимания, желтый - символ тепла и радости, зеленый – цвет надежды, мира и спокойствия. Особенно внимательно нужно подходить к выбору основного материала – песка. Он может быть либо какого оттенка (желтого или серого) и происхождения (морского или речного), но обязательно чистым. Мы провели с песком целую процедуру, прежде чем разрешить деткам в нем играться. Сначала мы его просеяли, дважды промыли, ошпарили, просушили, прожарили в духовке, и только потом насыпали в песочницу. Психотерапевты не рекомендуют долго играть в одном и том же песке, потому что он впитывает негативную энергетику и таким образом загрязняется. Поэтому мы его периодически заменяем и очищаем.

    В песочнице обязательно должны быть разные фигурки или предметы для игры: сказочные герои, животные, растения, камушки, ракушки, нитки, цепочки и много других. И ребенок уже самостоятельно, в зависимости от настроения выбирает те предметы, которые ему помогут наилучшим образом передать свои чувства.

    - Хочу обратить внимание родителей на то, что песочной психотерапией можно заниматься не только в детском садике, но и дома, - продолжает моя собеседница. – И не только деткам, а и взрослым, которым после тяжелого трудового дня хочется избавиться от стресса, успокоиться. Вместо того, чтобы выплескивать свои негативные эмоции на своего ребенка, вы можете отдать их песку, получая от этого заряд позитива. Песочная терапия улучшает настроение, в этом мы с воспитанниками нашего детского сада уже убедились на своем опыте. Теперь дети имеют возможность не только летом создавать свой мир с песка, объясняя воспитателям, что они хотели бы изменить или улучшить в реальном мире.

    Кто бы мог подумать, что обычный песок, в котором мы привыкли играть еще с детства, имеет такие целебные свойства?! Но факт остается фактом. И только попробовав эту чудо-терапию, вы можете убедиться в том, что песок действительно улучшает настроение и помогает увидеть свою жизнь в новом свете, вдохновляет на творчество.