В Донецке обсудили проблемы «гламурной» рекламы сигарет

  • 16 вер. 2011 10:22
  • 330
    • Новина В Донецке обсудили проблемы «гламурной» рекламы сигарет Ранкове місто. Кропивницький

     

    15 сентября активисты проекта «Донецк без табачного дыма» совместно с педагогами, врачами и представителями власти провели пресс-конференцию, посвященную поддержке законопроекта № 5164 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно полного запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. Об этом пишет КВУ.

    На мероприятии участники рассказали о скрытых угрозах разрешенных на сегодняшний день форм рекламы сигарет и призвали депутатов как можно скорее проголосовать за полный запрет рекламы как одного их самых эффективных средств по сокращению курения.

    В Украине половина курящих мужчин начали курить в возрасте до 15 лет, а половина курящих женщин – в возрасте до 17 лет. То есть, курильщиками в Украине становятся еще в школе. Так, по данным исследования  учащейся молодежи г. Донецка, 73% опрошенных пробовали курить. 7,5% учащихся начали курить в возрасте до 7 лет. Половина малолетних курильщиков приобрели пагубную привычку в подростковом возрасте, в 12-14 лет, а 30% опрошенных курят постоянно.

     «Реклама, стимулирование продаж и спонсорство сигаретных брендов преследуют цель привлекать в ряды курильщиков новую смену вместо 115 тысяч украинцев, ежегодно умирающих от заболеваний, вызванных курением», – рассказала Татьяна Дурнева. – Украина 5 лет назад ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака, согласно которой наше государство взяло международное обязательство ввести полный запрет на всю рекламу, стимулирование продаж и спонсорство табачных изделий в течение 5 лет с момента подписания Конвенции».

    Руководитель проекта «Донецк без табачного дыма» отметила актуальность законопроекта № 5164 в редакции, принятой в первом чтении и предусматривающей полный запрет рекламы. Данный законопроект разработан в соответствии с рекомендациями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и был принят 30 ноября 2010 года в первом чтении благодаря голосам 303-х народных депутатов. 15 июня 2011 года Комитет по вопросам свободы слова и информации принял решение рекомендовать законопроект № 5164 ко второму чтению. Однако в предлагаемом ко второму чтению законопроекте исчез полный запрет рекламы табака и предлагается список запретов, который позволит табачным компаниям находить лазейки в законе и продолжать рекламировать смертельный продукт. Поэтому Министерство здравоохранения Украины, Всемирная организация здравоохранения, Всемирный банк, известные врачи, спортсмены, священнослужители, более ста общественных организаций настаивают на включение в законопроект полного запрета всех форм рекламы, спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий.

    Эксперты рассказали, что действующим законодательством реклама табака уже запрещена в Украине на телевидении и радио, а также на внешних рекламных носителях. Однако до сих пор реклама сигарет разрешена в сети Интернет, в магазинах и киосках, разрешено также проводить акции-розыгрыши, промо-акции на улицах, спонсорство и стимулирование продаж сигарет. «Сегодня реклама сигарет стала более адресной. Зайдите в любой ночной клуб или ресторан Донецка – присутствие рекламы табачных брендов на барных стойках стало обыденным явлением. И слоганы «будь стильной» или «будь особенным» адресованы именно той возрастной и социальной аудитории, которая посещает эти заведения, - подчеркнула Надежда Пашкова. –  Внесенные табачными лоббистами изменения в законопроект № 5164 предлагают очередной список запретов мест и форм рекламы, а не полный ее запрет. Однако согласно результатам исследований Мирового банка именно полный запрет рекламы табака сокращает распространенность курения на 7%, в то время как частичный запрет лишь приводит к перемещению рекламы в незапрещенные сегменты. Так, например, на популярных молодежных фестивалях проводятся так называемые «выставочные мероприятия», организаторы которых – табачные бренды – открыто призывают посетителей покупать их сигареты».

    Согласно «Глобальному опросу взрослого населения об употреблении табака» (GATS), опубликованному  ВООЗ 27 сентября 2010 года, 70% граждан Украины выступают за полный запрет рекламы табачных изделий.

     «Донецкий городской совет поддерживает антитабачное движение, направленное на пропаганду здорового образа жизни и считает, что только 100% запрет на рекламу табачных изделий может дать желаемый результат. Только решительный комплексный подход, а не спорные половинчатые меры, поможет решить проблему курения в Украине», - сказала Марина Чернякова.

     

    На «горячую линию» проекта «Донецк без табачного дыма» уже несколько раз  поступали звонки о торговле сигаретами с рук в неустановленных местах. Такие точки продажи дешевых сигарет без акцизных марок зафиксированы на автостанции «Крытый рынок», в переходе «Золотое кольцо», на ж/д рынке, в Макеевке на автостанции «Плехановская». В таких местах сигареты могут продаваться и несовершеннолетним, и поштучно. Со своей стороны ДОО ВОО «Комитет избирателей Украины» уже обратился во все государственные учреждения, в чьей компетенции находится контроль за соблюдением правил торговли табачными изделиями, с требованием принять меры для наведения порядка в сфере торговли сигарет и защиты подрастающего поколения от смертельно опасной привычки. По данным Донецкого городского совета, только за первое полугодие 2011 года за торговлю табачными изделиями с рук в неустановленных местах было изъято товара на сумму 29 428 грн.