Валерий Ветер: Главное, чтобы душа не унывала
В гостях у сайта StepUp.press недавно побывал один из кировоградских представителей авторской песни — Валерий Ветер. Чтобы мы лучше ощутили его творчество, Валерий спел для нас несколько своих песен, в частности, “Свободный полет”, “Театр абсурда, или Ты себя не знаешь”, “Русский рок”. Разговор о его творчестве как-то незаметно вывел нас на философские темы.
— Валерий, с чего началось твое творчество?
— Мое песенное творчество началось с большого желания. Сначала я научился играть на гармошке, потому что других инструментов у меня тогда не было. А в 70-х годах многие ребята увлеклись игрой на гитаре, в том числе и я. И это меня так вдохновляло, что я даже ночью вставал, чтобы поиграть на гитаре. А потом песни стали сами рождаться. Стихи у меня обычно рождаются одновременно с музыкой. Возникает какая-то энергетическая волна в виде музыкального ритма, и стихи должны соответствовать этой энергии.
— Расскажи о себе. Может быть, твоя профессиональная деятельность как-то повлияла на твое творчество?
— Я был летчиком и летал на самолетах гражданской авиации. Позже работал инструктором в Кировоградской летной академии. Но я думаю, что даже если бы я был инженером, то, наверное, все равно занимался бы творчеством. Хотя определенное влияние профессия оказала. А именно, дала чисто физическое ощущение свободы. Мне с детства нравились подземный, подводный и надземный миры. Поэтому хотел стать водолазом или летчиком.
— То есть, романтика полетов и романтика души (ведь не просто так в авиацию пошел) проявляется в творчестве?
— Мы все летаем во снах. Мне кажется, что именно во сне ты чувствуешь настоящее ощущение свободы, которое не может заменить никакая техника. Поэтому опыт полетов есть у всех нас. Мне понравилась книги Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливинстон”, “Мост через вечность”, “Единственная”. Этот писатель сначала служил в ВВС США, потом уволился, так как понял, что его свободу ограничивают. Он купил себе небольшой самолет, всю оставшуюся жизнь летал по стране и писал книги. Когда же его книги опубликовали, он стал знаменитым писателем. Мы с ним — родственные души.
— В каких конкурсах тебе пришлось принять участие?
— Первый раз я засветился в Кировограде. Потом принял участие в ряде конкурсов в России, когда жил там в 2004 году. Когда я закончил кировоградское ШВЛП, то за выпускниками приехали из авиации КГБ СССР, фактически пограничники. Нам они предложили из гражданского ведомства перейти в военное. Соблазнившись пограничной романтикой, я согласился и поехал в Читу. А через месяц в Забайкалье объявили конкурс авторской песни. На него я попал в самый последний заход и неожиданно для себя получил на этом конкурсе первый приз. Тогда я почувствовал, что те песни, которые нравятся мне, нравятся и другим.
А потом в Курске познакомился с ребятами из “Клуба авторской песни”, они давали концерты на многих сценах. Благодаря выступлениям, в этом городе меня быстро узнали. И когда приехал в Кировоград, тоже познакомился с творческими ребятами. Активный период с выступлениями у меня был до 2000 года. Потом мне это немножко надоело и я почти прекратил выступления. Только в летной академии выступал на мероприятиях.
— Кто из известных бардов повлиял на твое творчество?
— Для меня песня была одним из способов самовыражения. Поэтому нельзя сказать, что кто-то на меня повлиял. Для меня это не было модой. По крайней мере, я никому не подражал. Раньше я даже не знал, что существует такая группа “Кино”. Потом, когда у меня уже появилось много своих песен, только тогда я обратил внимание на Виктора Цоя. В то время он уже умер. А до этого я был всецело занят сугубо своим творчеством.
— Почему-то мало кто из кропивничан знает о тебе. Что этому мешает, может твоя излишняя скромность?
— Человеку, который внимателен к своему внутреннему миру, необходимо вести уединенный образ жизни. В этом есть противоречие со стремлением поделиться своим творчеством с другими. Если меня начинают приглашать куда-то, то я стараюсь откликаться на приглашения. Потом идет период затишья. По-видимому, дух сам регулирует циклы общения и уединения.
— Я заметил, что в твоем творчестве часто звучат религиозные, в частности библейские, темы. Это тебе близко?
— Это одна из форм самовыражения. Мне близка тема поиска духа. То есть стремление индивидуального духа к свободе. На что будет опираться это стремление, не так уж важно: то ли на Коран, то ли на Библию, то ли на народные сказки. Все это одно и то же, только на разных уровнях.
— Ты сам веришь в какого-то из Богов?
— В конкретного Бога я не верю. Просто я ощущаю, что Бог — это жизнь, это любовь. Бог — это стремление к идеалу. Поэтому вопрос веры — это вопрос чувств.
— А как ты пришел к прозаическим миниатюрам?
— В 90-е годы в «лётке» топливо для учебных полетов было некачественным из-за того, что его поставляли недобросовестные коммерческие фирмы. Чтобы не угробить ребят и себя, я ушел из академии. Тогда я начал больше размышлять, записывать свои мыслеформы в прозаические миниатюры. Мыслеформа появляется в виде ощущения, что тебе нужно сказать о чем-то глобальном.
— Если твои стихи легки и понятны, то прозу осмыслить труднее. Какие именно мысли ты стремишься донести до сознания людей?
— У меня нет преднамеренного желания, что-то донести. Это само собой выходит. Тексты как бы вырываются из потока сознания, просятся наружу. Когда ты внимательно и честно прислушиваешься к собственному внутреннему состоянию — то, что созрело в тебе, и другим нравится.
Есть общий для всех душ уровень в зазеркалье. Там мы все едины и там мы чувствуем искренность другого человека, кто бы он ни был. Понять других нам мешают стереотипы: религиозные, политические и другие искусственные предубеждения. Все это разделяет людей.
Например, как-то возникла мысль, что мы сейчас живем в уникальное время. На наших глазах мир кардинально меняется. Был Советский Союз, потом все это развалилось. А теперь мы пытаемся влезть в какое-то прокрустово ложе, но до конца не понятно, куда же мы лезем. Все проблемы у нас от того, что мы не знаем, куда идти. Поиск верного пути и отражается в моем творчестве. Я отвечаю и за свою душу, чтоб она не унывала от застоя и в какой-то степени ответственный за души других людей.
Порой мне бывает интересно, почему люди врут. Ведь постоянная ложь самоуничтожает человека. Все на земле думают только об одном, как заработать деньги. Это не совсем правильно.
— И все же откуда у тебя возникла такая склонность к философскому осмыслению жизни. Это внутренняя потребность или что-то способствовало этому?
— Когда мы рождаемся в этом мире, то этот мир на нас воздействует. Он нам помогает проснуться или наоборот усыпляет. Тут уже все зависит от индивидуальной способности души. Насколько она борется с тем, что усыпляет, и прислушивается к тому, что пробуждает. Тогда мы что-то отталкиваем, а к чему-то другому стремимся. В детстве мы любим читать сказки, занимательные истории.
Любознательные далее читают Коран, чтобы узнать, что же в нем сокрыто страшного. Я сам прочитал его и понял: то что нам говорят об исламе, это не правда. Точно также полезно самостоятельно изучать другие источники: веды, Библию и другое. Когда я прихожу в библиотеку и мне попадается определенная книга, то интуитивно определяю, что хочу глубже узнать в данный момент.
— Я так понял, что все, что ты прочувствовал, что прочитал, позже в переосмысленном виде проявляется в твоей поэзии и прозе.
— Когда я смотрю на себя со стороны, — кстати, это всем полезно делать, чтобы составить о себе объективное мнение, — то я думаю, что внешние источники информации помогают поднять уровень наших ощущений. Когда мы чем-то заинтересованы, то появляется состояние свободы, в котором мы можем проявить свою оригинальность. Просто нужно достичь этого состояния свободы.
Этому могут помочь книги, встречи с интересными людьми. Лично я люблю смотреть и читать документалистику, где человек передает свои собственные впечатления. Таким образом, мы можем помочь друг другу повысить свою энергетику. В этом состоянии мы способны быть более чуткими и легче выражать, то, что есть внутри каждого из нас. Ведь в каждом человеке есть что-то ценное, неповторимое. Каждый человек способен выявить в своем внутреннем мире нечто необычное.
— Тебе в этом помогают какие-то медитации?
— Все известные в мире духовные практики сводятся к поиску человеком свободы. Человек, как рыба в мутной реке, ищет течение, чтобы выйти из замкнутого пространства. Как поется в песне из кинофильма “Земля Санникова”, ”есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь”… Когда человек себя теряет, то он стремится к уединению, чтобы найти это миг. Все духовные практики сводятся к тому, чтобы выйти за пределы обилия ненужных информационных полей. И зайти в свою внутреннюю обитель. Такое самопогружение помогает творчеству.
Как говорил Иисус, если вы хотите, чтобы Святой Дух вас услышал, то все молитвы надо совершать втайне от других. Тогда происходит соединение человеческой души с Духом. Что показывает тебе Дух, то ты и берешь.
— Ты проделал большую работу по осмыслению духовных истин жизни. Нет ли желания создать собственную школу последователей?
— Это само собой получается. Где-то встречаешь близкого по духу человека, а тот человек знакомит тебя с другими людьми. Конечно, таким людям нужно собираться. И прежде всего, внутренне. Даже если такие люди сидят у себя дома, то могут друг друга почувствовать через самоуединение.
Удивительно, но это так. Душа чувствует самодостаточную душу, где бы она не находилась. И так постепенно число высокодуховных людей растет. При этом очень важна открытость. Этот объединяющий процесс противоположен современному разъединению людей из-за навязываемых личности стереотипов.
— Существует ли какая-то основная идея, которая ведет тебя по жизни?
— Главное, чтобы тебе не было скучно. Я считаю, не важно, где ты живешь и чем ты занимаешься. Даже в пустыне бедуины что-то делают. В этом мире все, как могут, добывают себе средства для существования и все хотят, чтобы им не было скучно.
Скука — это очень плохо. Если человек скучает, это означает, что у него внутри застой. С этим нужно бороться. Например, в православии уныние вместе с суетой считается одними из самых серьезных грехов. Это потому, что скука свидетельствует о том, что человеческая душа свернута, что она умирает. Значит, нужно найти средство, чтобы оживить душу. Человек должен что-то сделать, чтобы пробудиться. Тут даже потрясения могут помочь. Главное, чтобы душа не унывала.
Беседовал
Виталий Николаевский