Вчера по 3.50, но плохо, а сегодня по 4.50, но с «комфортом»?

  • 23 лют. 2017 17:08
  • 1306
    • Новина Вчера по 3.50, но плохо, а сегодня по 4.50, но с «комфортом»? Ранкове місто. Кропивницький
     
    Если вы не счастливый обладатель автомобиля и не любите ездить в троллейбусах, значит, добираться до работы или по делам вам приходится в городских маршрутках. Учитывая, что таких людей у нас в городе большинство, новость о повышении платы за проезд с 3,5 гривны до 4 гривен 50 копеек была воспринята кропивничанами крайне негативно. Ведь за последние полгода не дорожало, наверное… 
     
    Хотя нет, подорожало таки все. Причем, если проведенное правительством увеличение «минималки» напрямую коснулось лишь малой часть населения, то поднятие цен на проезд взбудоражило весь город. Но давайте отложим эмоции и попробуем найти логику и смысл в этом решении, проследив весь путь его принятия. 
    Начать, наверное, стоит с того, что первые признаки грядущего подорожания были видны еще в конце прошлого года. О соответствующих инициативах перевозчиков журналистам удалось узнать благодаря проектам решения  исполнительного комитета городского совета Кропивницкого. Подтвердил информацию и начальник управления развития транспорта и связи КГС Александр Вергун. 
    — Предприятия–перевозчики подали расчеты на повышение тарифа с 3,50 грн. до 4 грн. с января следующего года. Пока эти расчеты изучаются, проверяются и обрабатываются управлениями транспорта и экономики. Результат будет после Нового года, — сообщил Вергун в комментарии журналисту УНН.
    Прошло несколько недель, и о возможном подорожании все забыли, по крайней мере, на некоторое время. Оно и понятно — праздники, салаты, выходные дни. Думать о чем–то плохом не хотелось никому. Перевозчики, однако, не только не забыли о своей инициативе, а даже более — решили переиграть сценарий, учитывая, что шумихи пока не поднимали, и подали в горсовет новые расчеты. Правда, в этот раз расчеты предпринимателей были сделаны не под 4 гривны, а под 5. Что же такого существенного произошло за месяц, учитывая, что и первый, и второй раз увеличение стоимости проезда перевозчики аргументировали повышением минимальной заработной платы и цены на топливо для транспортных средств? Получить конкретный ответ на этот вопрос нам так и не удалось, хотя версий звучало несколько.
    Основной этап сей эпопеи — битва за тарифы — начался 14–го февраля, на очередном заседании исполнительного комитета. Именно тогда возможность высказаться касательно будущей цены за проезд получили практически все — члены исполкома, депутаты, представители перевозчиков и общественности. Начали, конечно же, с обоснований тарифов, которые вызвали массу вопросов. Перевозчики Кропивницкого аргументировали возможное пoдopoжание проезда повышением минимальной заработной платы  и  нынешними ценами нa горюче–смазочные мaтеpиaлы. Согласно их подсчетам, зapаботнaя плaтa с момента последнего повышения цен на проезд выросла нa 132%, топливо на 16%, горюче–смазочные мaтеpиaлы — 70%, шины — 80%. 
     
    — Мы не просим ничего сверхестественного — получать нормальную оплату предоставляемых нами услуг, — разъяснил позицию перевозчиков владелец ЧП «Оликс» Дмитрий Винницкий.  — Если в ближайшее время не поднять цену на проезд, нам просто не будет чем платить зарплаты своим сотрудникам, не будет чем заправлять машины, не будет как проводить техосмотры. Это не наша блажь или желание заработать побольше, нет, обыкновенная экономика. Я прекрасно понимаю недовольство горожан, но по–другому ситуацию не решить. Если честно, то та сумма, которую мы просим, — 5 гривен, намного меньше реальной, экономически высчитанной стоимости проезда. Но, понимая социальную сторону этого процесса, мы готовы пойти на уступки и работать при минимальном уровне рентабельности. 
    Поддержал перевозчиков и начальник управления развития транспорта и связи Александр Вергун, для которого стало настоящим испытанием — доказать присутствующим, что все расчеты предпринимателей верны. 
    — Конечно же, мы проверяли те обоснования, которые нам присылали предприятия. Существенных ошибок, которые бы давали основания сомневаться в необходимости принятия нового тарифа, у нас нет. Все сводится к обыкновенной математике — все подорожало, соответственно, и цена на проезд не может оставаться на месте. С другой стороны, согласно рекомендациям Антимонопольного комитета, мы подаем на рассмотрение членам исполкома проекты решения, которыми будет установлен не конкретный тариф, а граничная сумма, выше которой перевозчик не имеет права подыматься. То есть, если он будет видеть, что топливо подешевело, или благодаря оптимизации предприятия он может снизить цену — ничто не будет мешать ему это сделать. Для этого не будет необходимости проводить отдельное заседание исполкома. 
    Эта вдохновленная речь, однако, не очень убедила членов исполкома, да и общественность, собравшуюся в зале. Многие уповали на то, что показатели пассажиропотока, показанные в расчетах перевозчиков, сильно занижены, другие указывали на то, что качество предоставляемых услуг весьма низкое. С последним фактом частично соглашаются даже сами перевозчики, признаваясь — недоработки есть, и не все в их «братстве» ответственно относятся к вопросу качества. 
    После более двух часов дискуссий стало понятно — консенсуса в этот день не будет достигнуто. Решение было предложено городским головой Андреем Райковичем, который предложил отложить вопрос до четверга, тем временем дав возможность членам исполкома встретиться с перевозчиками и активистами, выслушав все заинтересованные стороны.
    День перерыва, однако, не принес какой–то пользы. Первым об этом сообщил один из «исполкомовцев» Александр Дануца на своей странице в сети Facebook: «Вчора були палкі дебати на засіданні виконкому про тариф на перевезення. Міський голова переніс розгляд питання на четвер, щоб за середу провести додаткові консультації, в першу чергу з перевізниками. Консультацій з членами виконкому немає. Тупо намагаються стягнути більшість для протиснення підвищення тарифу. Як велике досягнення можуть вкинути не 5 грн., а 4,5. Тому, як кажуть, вмийтеся».
    Подобный прогноз высказала и депутат горсовета Валентина Яремчук, которая на первом заседании исполкома указывала на недостоверность предоставленных перевозчиками расчетов: «2,5 години спілкування між перевізниками та громадською радою майже ні до чого не привели! Реальні розрахунки ніхто показувати і не збирається! Те, що завтра буде приймати виконком за економічно обґрунтований тариф — це витирання ніг владою об свою громаду!!! Сценарій завтрашнього виконкому: обговорювати ніхто нічого не буде, скажуть: «Все вивчили, компроміс знайшли! Ми трохи перевізників придавили, тому їздіть «з вітерцем» по 4,5 грн!!!»»
    Цену в четверг, 16–го февраля, таки подняли. Причем если к перевозчикам, а точнее, представляющими их интересы Дмитрию Винницкому вопросов по сути не возникало — человек отстаивал свои бизнес–интересы, оперируя имеющимися у него расчетами, то отношение Андрея Райковича неприятно удивило. И дело тут даже не в том, чью сторону в этом вопросе занял чиновник, а в каком–то пренебрежительном тоне общения, который вполне свободно позволяет себе руководитель города по отношению к депутатам, членам исполкома и активистам, которые высказывают позицию, противоречащую его собственной. 
    Как бы там ни было, но решение таки было принято, и вот с нынешней недели цена на проезда в маршрутках поднята до 4 гривен 50 копеек — этакий компромиссный вариант. По 4 гривны у кропивничан будет возможность проехать на автобусах, которые ездят улицами города в обычном режиме движения. Единственной оговоркой, которой несколько усложнят жизнь перевозчикам, стало обязательное подписание дополнительных договоров, которыми предпринимателей обязали до конца года поставить на всех своих машинах GPS–трекеры и подключить их к единой системе диспетчеризации. Что мешало сделать это раньше, учитывая, что подобное требование есть и в основном тексте договора, непонятно. 
    Со своей стороны общественность отреагировала на новость весьма решительно и серьезно — перевозчики получили «последнее китайское предупреждение». В случае, если качество услуг не улучшится, активисты пообещали актировать каждое обнаруженное нарушение и расхождением с текстом договора. Таким образом, отметили кропивничане, будут добиваться расторжения договоров с предпринимателями. 
    Транспортного коллапса удалось избежать, но какой ценой. Прислушаются ли перевозчики к горожанам, или уже скоро мы услышим о первых судебных исках. Уверен, направление развития этой истории станет понятным уже в марте. Присоединяйтесь, вам ведь тоже жить в этом городе. 
    С 21 февраля, в соответствии с решением исполнительного комитета городского совета от 16 февраля 2017 года, цена проезда в транспорте будет такой:
    нa aвтобусных мaршрутaх, которые работают в режиме мaршрут–ного тaкси: №1–Ц (Центрaльный), №№3, 4, 5–a, 6, 8, 11, 14, 15, 21, 44, 55, 77, 103, 104, 108, 111, 112, 113, 115, 116, 116–a, 117, 126, 134, 274 — 4,50 грн.; 
    нa aвтобусных мaршрутaх №№ 17, 27 — 4,00 грн.;
    нa aвтобусных мaршрутaх, работающих в обычном режиме движения: №103, 126–a, 130, 274 — 4,00 грн.
    Павел Лисниченко