Волшебная флейта Станислава Зубицкого

  • 12 груд. 2016 09:02
  • 1752
    • Новина Волшебная флейта Станислава Зубицкого Ранкове місто. Кропивницький
     
    На прошедшей неделе в областной филармонии выступал уникальный флейтист Станислав Зубицкий, который вместе с камерным оркестром «Концертино» исполнял произведения разных авторов — от классики до авангарда. Уже много лет в афишах рядом с его именем написано: итальянский музыкант. А билеты в оперу шевченко можно заказать на сайте ticketsroom.com.ua
     
    А ведь Станислав родился в Киеве. Его отец, — известный баянист, дирижер и композитор Владимир Зубицкий, выехавший в Италию вместе с семьей в 80–е годы. Там и проходило формирование стиля будущего «властелина флейты», с которым считают за честь играть оперный оркестр в Сассари, оркестр ассоциации «Ф. Маркетти» в Камерино, Итальянский филармонический оркестр и другие лучшие оркестры мира.
    Выступления Станислава интересно не только слушать, но и созерцать. Высокий молодой человек в изысканных костюмах, которые меняются несколько раз за вечер, с серебряной флейтой в руках будто парит над сценой под звуки оркестра. Музыку источает все его существо: изящные руки, длинные пальцы двигаются в такт, словно пляшут в фантастическом танце. Каждый мускул лица, каждый взгляд черных очей исполнены такой выразительной силы и очарования, что публика сидит в зале, как завороженная. Даже непоседливые детишки, которые обычно едва досиживают до конца представления, внимательно слушали музыку с непередаваемым интересом. А детей обмануть невозможно! Точно с таким же выражением блаженства на лице играли оркестранты. 
    После концерта мы пообщались со Станиславом в гримерке, где он искренне ответил на все мои вопросы.         
    — Станислав, как вам удается достичь такого взаипомонимания с оркестрантами?
    — Каждый мой выход на сцену — это то, ради чего я старался полжизни: работал, занимался, готовился. Мне приятно отдавать что–то людям. Думаю, это чувство обоюдное. Когда я играю, получаю колоссальную отдачу зала. 
    — Многие известные музыканты признавались, что музыкой в детстве занимались по принуждению. А вы? В семье, где родители — музыканты, путь ребенка обычно предопределен. 
    — Ой, не сыпьте соль на рану! Я начал заниматься очень поздно, и действительно, меня родители заставляли. Сначала была виолончель, потом фортепиано, потом аккордеон, труба… Перепробовал все, и везде меня выгоняли из школы, потому что я не хотел заниматься. И лепил из глины, и рисовал — чего только не делал! Вроде бы я — сын музыкантов, должен идти по их стопам — но ни в какую! Мне было сложно смириться с тем, что нужно сидеть в четырех стенах с утра до вечера и нажимать на клавиши. 
    — А как же в вашей жизни появилась флейта? Судя по всему, игра на ней приносит вам удовольствие. 
    — Появилась она неожиданно в тот момент, когда я испробовал уже много инструментов, в очередной раз забросил учебу. Мама, работающая в музыкальной школе, в отчаянии сказала: «Что же мы будем делать? К нам пришел новый преподаватель по классу флейты. Давай мы отдадим тебя к нему!» Я вышел в коридор, смотрю — там мальчик играет на кларнете. Я воскликнул: «О, это мой инструмент!» А мне отвечают: «Это не флейта!» Первое разочарование… Бывало всякое, и на флейте мне не очень хотелось заниматься, пока не наступил переломный момент. У каждого молодого человека в жизни бывает такой миг, когда он начинает задумываться — что, куда и зачем. Я не исключение. Поступать в училище меня отправили подальше от дома, в Черкассы. Город красивый, живописный. Родители далеко, помощи ждать неоткуда. Пришлось заниматься. 
    — Вы учились в Европе, совершенствовали свое мастер–ство в лучших музыкальных коллективах Италии. В каком стиле вы чувствуете себя наиболее комфортно?
    — Я романтик. Когда подростковый период прошел и я начал заниматься, я переиграл весь существующий репертуар для скрипки в переложении для флейты: Паганини, Венявского, Сарасате. Потом, когда мы переехали в Италию, закончил консерваторию имени Джоаккино Россини в Пезаро, где также переиграл много произведений классиков. Я люблю романтическую музику, представляю ее на своих концертах с вкраплениями более современных направлений — свинг, джаз, фанк и так далее. Совершенствуясь, человек делится с другими. Что–то отдаешь ты, а что–то берешь взамен у других. Это принцип нашей жизни. Нельзя все время брать, иначе ты лопнешь. 
    — Меня поразил факт, что около 20 композиторов посвятили вам свои произведения. Но современные авторы иногда пишут музыку, не всегда понимая специфику инструмента. У вас такое бывало?
    — Мне везет на встречи с талантливыми людьми. Когда начался этот процесс, он вначале проходил без моего участия. Сначала один очень талантливый французский композитор, услышав мои записи в Интернете, посвятил мне свое произведение. Потом такие музыкальные подарки совершенно неожиданно стали появляться все чаще и чаще. Бывает, в каком–то маленьком городишке живет человек, который пишет невероятно красивую музыку. Я удивился: неужели это мне? Поначалу осторожно относился к таким экспериментам. Бывает, композитор такого напишет, что исполнить невозможно физически. Поэтому я им подсказываю, как написать, чтобы эта музыка прозвучала на флейте максимально выразительно. Целые куски просил переделывать на мой вкус. И действительно, получалось намного интересней. Это очень тесное и плодотворное сотрудничество, я со своей стороны вношу правки, они  — со своей. Недавно в Николаеве ко мне после концерта подошел композитор Александр Гоноболин и говорит: «Вы мне так понравились, что я решил написать для вас «Мистическое концертино». Сегодня в Кропивницком оно прозвучало впервые. В мире очень много талантливых людей, о которых мало кто знает. Например, композитор Франц Шуберт, который жил у друзей, ни кола, ни двора. Лишь после его смерти люди начали понимать, что это гений.
    — Один важный компонент вашего образа — яркие оригинальные костюмы. Кто автор идей, кто исполнитель?
    — Еще в студенчестве я часто бывал на классических концертах. Было интересно на первом, втором, а на десятом уже становится скучно. Выходит музыкант в костюме официанта, садится за рояль и начинает играть. Хотелось чего–то более интересного. Я играю для людей, и некоторые из них в музыке не очень хорошо разбираются. Кто–то вообще пришел впервые. А тут выходит человек, два часа стоит на сцене практически в одной позе и в одном костюме, навевающем скуку. А ведь музыка — великолепная вещь. Ее надо правильно преподнести. Я сшил себе один костюм, потом второй. Понравилось. Начал показывать портным, что хочу, даже эскизы рисовал, прорисовывал детали. Не зря же я рисованию и гончарству учился, закончил институт искусств. Я считаю, что образ исполнителя должен привлекать внимание зрителя. Должно быть все красиво…
    — И лицо, и одежда, и мысли.
    — Именно так!
    — Вы очень много гастролируете, постоянно переезжаете с места на место. А когда вы успели разучить и отрепетировать с камерным оркестром «Концертино» такую сложную программу, которая сегодня прозвучала?
    — К счастью, мне очень повезло с музыкантами, с ними я играю не первый раз. Руководитель оркестра Наталья Юрьевна Хилобокова меня хорошо знает, ожидает и готовится. Я приехал — оркестр уже знает партии, мы два дня репетировали по шесть часов на сцене до десяти часов вечера, пока нас не останавливала худрук Наталья Бондаренко. Эти музыканты потрясающие. Мало кто способен на такую самоотдачу. 
    — Какое событие уходящего года было для вас самым ярким и запоминающимся?
    — У меня настолько яркая жизнь, что выделить какое–то одно событие было бы грехом. Например, в нынешнем году все мои концерты были практически премьерами. До этого я делал вкрапления отдельных произведений в устоявшуюся программу. А в этом году мы с «Львовскими виртуозами» подготовили премьеру новых произведений. Так начался год. Я езжу по Украине и представляю талантливых композиторов в таком ключе, что даже музыканты удивляются: а мы и не знали, что существует такая интересная музыка, кроме Вивальди и Моцарта. А ведь гении есть и сейчас! Я за этот год переиграл очень много новой, интересной музыки, которую для себя открыл. Выделить какое–то одно событие в череде концертов очень трудно.    
    Людмила Макей