Все секреты песочного жемчуга

  • 10 бер. 2017 09:16
  • 1003
    • Новина Все секреты песочного жемчуга Ранкове місто. Кропивницький
     
    «Я тебе построю замок из песка ... » — этот хит группы «Браво» наверняка слышали многие. И, естественно, многие видят сей процесс исключительно в контексте лепнины из морского или речного песка у берега водоёма. Однако есть ещё одна возможность создать из песка как замок, так и всё, что угодно, при  этом не покидая помещения и не сидя за компьютером. И это искусство — песочная анимация.
     
    В Кропивницком также есть поклонники подобного искусства. Увидев в одном из отделов игрушек визитку «Кружок для детей «Свет жемчужины». Мастер–классы для всех желающих. Анна» с указанием телефонного номера, реакция была мгновенной: звонить, срочно звонить!
    Переговоры, признаться, были непростыми, и я уже отчаялся узнать все секреты сего действа. Но на экране телефона высветился Анин номер, и вот я уже слушаю историю  её «Света жемчужины».
    — Всё началось как–то неожиданно, — начала рассказ Аня. — Вы–учившись на психолога и дизайнера, достаточно поработав с детьми, я поняла, что хочу дать им нечто новаторское, совместив психологию и изобразительное искусство. Возникла идея увлечь их песочной анимацией как реальной возможностью через рисунок познавать детскую психологию и приобщать их к прекрасному.
    На световом экране песочные рисунки  — это необыкновенное и завораживающее зрелище. Под руками художника рождаются и сменяют друг друга различные картины, как бы вырастая одна из другой. А удачно подобранная музыка гармонично вплетается в сюжет, точно передавая настроение момента. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже простые и незамысловатые сюжеты, нарисованные песком, иногда трогают до слёз. Но песочная анимация — это не только красивый мультик, нарисованный на глазах у зрителя.
    — Каждый человек, будь то ребёнок или взрослый, путём создания той или иной композиции создаёт некий образ, некую картину, — продолжает моя собеседница. — Это может быть портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный сюжет или даже сновидение или собственный страх. Многие психологи и психотерапевты используют песочную терапию для гармонизации эмоционального состояния человека. При этом важен сам процесс — рисующий сосредотачивается на творчестве и отвлекается от негативных мыслей. Особенно полезны такие занятия детям, у которых только формируется восприятие мира. К тому же, по моим наблюдениям, восторг и радость от первых творческих успехов остаются в их памяти.
    Вспомните своё детство, уважаемые читатели — чем вы занимались в песочнице? Правильно, тут же принимались лепить «пирожки» или «пасочки», возводить песочные замки, башни и крепости. А, отдыхая у моря, к этому подключались и ваши родители,  причём делая это с не меньшим удовольствием. Да и просто пропускать сквозь пальцы тёплый мягкий песочек очень приятно.
    По словам Ани помимо удовольствия рисование песком приносит детворе огромную пользу — мелкая моторика и развитие речи прямо зависят друг от друга. Иными словами, чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше он будет говорить. А песочная анимация развивает не только мелкую моторику, но и пластику, общую координацию движения, а также фантазию, образное мышление, воображение и творческие способности ребенка. Рисование на световых столах очень хорошо подходит стеснительным, замкнутым детям, так как они с помощью песочных картин раскрывают свой внутренний мир, учатся самостоятельности.  Рисование песочных узоров очень увлекает и, как следствие, развивает усидчивость и помогает сконцентрировать внимание.
    — Насколько сложен процес создания того или иного рисунка?
    — Особых сложностей нет. В самом начале, конечно, я показываю основные приёмы создания различных рисунков. Затем задаётся тема и начинается процесс. Картины из песка получаются у детей быстро и легко. А ошибки  в них исправляются бесследно, в отличие от рисования краской на бумаге или мелом на асфальте. Это даёт ребенку веру в себя, уверенность в своих возможностях и силах, повышает самооценку. Песком на световых столах охотно и увлечённо рисуют даже те дети, которые не сильны в рисовании.
    — Но для этого, судя по всему, нужно специальное оборудование?
    — Конечно, учиться создавать песочные узоры лучше в специализированной студии. Я обязательно для работы с детьми несколько раз песок промываю, прожариваю в духовке.  Профессионалы используют только кварцевый песок, признанный наилучшим, я пока использую специально набранный морской, просеянный соответствующим образом через специальное лабораторное сито (чтобы получить мелкую фракцию песка), а также манную крупу — во избежание случайной «дегустации» песка ребёнком.
    — Есть ли какие–то противопоказания к подобным занятиям?
    — К сожалению, есть. В первую очередь, это аллергия, болезни органов дыхательной системы, кожные заболевания, различные психические расстройства, а также  синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Здесь уж здоровье выходит на первый план.
    Да уж, общаясь  с Аней, всё больше хотелось вернуться в своё песочное детство. Но его не вернуть, потому остаётся возможность «попесочничать» в «Свете жемчужины».
    — Для Вас это работа, увлечение, или микс того и другого?
    — Сделать это работой — моя голубая мечта. Пока же это больше увлечение. Но я надеюсь, что рано или поздно  счастье сделать хобби работой мне улыбнётся.
    — А как этим заняться самому?
    Главное, что отличает песочную анимацию и графику от других направлений с применением похожего материала — например, рисунков цветным песком — это светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений.  Но именно при наличии подсветки изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает». Применяется как однотонный, так и многоцветный вариант.
    Можно, конечно, найти и варианты учебной программы, и рекомендации по изготовлению рабочего стола. Но всё же лучше для начала посетить мастер–класс, если вы взрослый, или пару–тройку занятий кружка, если вы ребёнок. В процессе вы поймёте, ваше это или нет.
    Действительно — как ни крути, а в словах Ани есть непреложная истина. Ибо потенциальный желающий вряд ли знаком с основами  изобразительной грамоты, декоративно–прикладного искусства, дизайна, изучения нетрадиционного искусства, музыки, визуализации, театрального искусства с использованием принципов обучения, не говоря уже о многоуровневой психологии. Задачи  же «Света жемчужины» заключаются  именно в получении таких возможностей. К тому же в микрогруппе развивается  способность к лучшей адаптации ребёнка в социуме, формируются творческие способности, наблюдательность, ощущение масштаба, форм и пропорций,  воспитывается эстетический вкус, гуманность, доброжелательность, уважение к другим в процессе совместной работы.
    — И в итоге у нас получается…
    — На поверхность, излучающую направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка или схожего сыпучего материала. Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Изображение, полученное путём работы с сыпучим материалом на светящейся поверхности, обладает высокой выразительностью даже при минимуме деталей, допускает быстрое воспроизведение и легко трансформируется. При этом художник, имеющий большой запас приёмов работы с песком, способен добиться самых разных эффектов и тщательно детализировать работу.
    Песочная анимация нередко применяется как средство развития творческих способностей у детей и как метод терапии внутреннего напряжения (подвид арт–терапии). Художник должен быть талантливым человеком с чистым сердцем, ведь все его действия транслируются на экран, и не могут обмануть зрителя. Мастер песочной анимации не может допустить ни одного лишнего движения. И в  данном искусстве нет предела совершенству.
    Максим Гуцалюк