Вы инвалидов в городе видите? А они есть...

  • 6 лип. 2016 11:18
  • 1602
    • Новина Вы инвалидов в городе видите? А они есть... Ранкове місто. Кропивницький

    То, что областной центр практически не приспособлен для лиц с ограниченными возможностями, писалось и говорилось уже очень давно. Каждая депутатская (а перед сим кандидатская) каденция и градоначальники всяких политических ориентаций обещают, обещают, обещают… Конфликт на востоке страны и евроинтеграция  стали теми маяками, к которым следует приглядеться для решения данного вопроса окончательно. В реальности, увы, достижений  по–прежнему маловато.

    В сентябре 2011 года предыдущая депутатская каденция горсовета подняла эту тему  в качестве  серьёзной проблемы. В своём докладе тогдашний первый зам городского головы Василий Дзядух отметил, что доступность для этой категории граждан разного рода учреждений, магазинов, общественных туалетов или даже пешеходных переходов ничтожно мала. По улице Карла Маркса (ныне Большая Перспективная) сделали съезды для колясочников, но нужно обеспечить такими съездами весь город, подчеркнул чиновник, добавив, что в ближайшем будущем увеличится количество светофоров со звуковым датчиком — специально для незрячих граждан. Но для обеспечения всех этих благ необходимо несколько увеличить финансирование этой отрасли.

    Были также попытки закрепить на парковках города специальные места для инвалидов. Тогда же и.о. начальника главного управления ЖКХ области Николай Вещев декларировал некую договорённость с владельцами автостоянок. Успехом, по его словам, стала парковка пяти автомашин для лиц с ограниченными возможностями близ рынка «Европейский», обозначенная соответствующими знаками.

    Нынешний городской голова Андрей Райкович в своей предвыборной программе о проблемах данной категории лиц не упомянул ни слова. А в каждом разделе казалось бы, вот–вот — и хоть строчка. Увы…

    Впрочем, в декабре минувшего года эту проблему городская власть всё же подняла.

    Во время одного из аппаратных совещаний  было заявлено о том, что в каждом крупном магазине и супермаркете города определены сотрудники, отвечающие за обслуживание маломобильных групп населения.  Из гостиничных заведений соответствующие пандусы имеют только три — «Европа», «Лондон» и «Зирка». Кроме того, доступны для людей с ограниченными возможностями 58 кафе и баров, 13 учебных заведений города, 7 единиц пассажирского транспорта на маршрутах №18, 27, 77, 274 и троллейбусном маршруте №10, 27 учреждений здравоохранения, 3 парикмахерские, 1 химчистка, 3 мастерские по пошиву и ремонту одежды, 1 прачечная. Кроме того, 213 аптечных учреждений города оборудованы пандусами или кнопками вызова. Свободный доступ также к зданиям предприятия «Кооперативный рынок», а также к Центральному и Колхозному рынкам.

    Да что вы говорите — напрашивается вопрос. Кнопка хороша для зрячих, а если человек плохо видит или вообще слепой? Съезды — хорошее дело, но в гололёд они превращаются в каток, как и все тротуары города. Маршрутки с возможностью перевозки колясочника — где? В Александрии — видел, но в Кировограде — ни одной. Да и на костылях попробуй зайти — всё оставшееся отдавят. И подобные претензии можно продолжать.

    Итак, пробуем попутешествовать из дома по делам житейским в коляске. Спуститься с моего четвёртого этажа без посторонней помощи — проблема. Помочь некому — одна соседка уже в возрасте, а вторая — молодая девушка, с утра убегающая на работу. «Помощника на час» вызывать?

    Кое–как решив проблему и скатившись на тротуар, пытаюсь выбраться в «люди». Дорога напоминает трассу трофи–рейда — одни ямы и выбоины, в дождь заполняющиеся водой. Аптеки оборудованы кнопками вызова — это факт. А вот пандус расположенного напротив «Фуршета» постоянно с выбитой плиткой — да и после ремонта весьма скользковат  для лысопротекторных колёс коляски. Точно руки гантелями качать придётся...

    С трудом въехав и открыв двери, сталкиваюсьсо следующей проблемой — турникет. Габариты коляски превышают расстояние между стойками. Что ж, не судьба  — да и цены кусаются. Едем дальше. «Эпицентр» в силу специфики на большем уровне. Стоянка ровная, паркуйся, как удобно. Разметка предусматривает пешеходные переходы, по которым можно проехать коляской. Низкий уровень расположения торговых залов позволил отказаться от пандусов, двери открываются автоматически, а между витринами проезды довольно удобны.Постоянно снующий персонал может помочь с демонстрацией товара, до которого не дотянуться.

    Однако наша цель — продукты. Двигаемся к «Велмарту». Напрямик через картодром и полигон автошколы проблематично в силу рельефа и частично грунтового покрытия.Посему есть два пути — по Университетскому или по автопроезду к перекрёстку улиц Попова и Юрия Коваленко. Первый вариант отпал — всё та же «танковая» трасса. Второй вариант опаснее и надёжнее одновременно. К счастью, водители вошли в положение и особо не мчались этим участком. Расположенное по пути «Бери–вези» (бывшее «МЕТРО») удобно — но там  всё для оптовиков. Второй этаж, где «живёт» ТЦ «Фокстрот», не удобен категорически. Печалька.

    «Велмарт» и расположенные в «крыльях» аптека и «Комфи» встречают, аки родных. Свободный доступ к рядам и витринам, отсутствие порогов и ступенек. В общем, на совесть сделано. Овощи всё же решено было брать на рынке. Немного попрыгав по бордюрам (съездов по улице Юрия Коваленко не предусмотрено), катимся к рынку. Увы, те же ямы, узкие ряды и толкучка. Непорядок–с.

    АТБ встречает аналогичным «Фуршету» турникетом, но между двумя кассами всё же проехать можно. Лучше уж так, чем никак.

    До Колхозного рынка далеко — придётся ехать общественным транспортом. Ау, где троллейбусы, где низкопольные автобусы или маршрутки, на худой конец? Выбор невелик — катиться самому или заказывать такси. Специальная «ГАЗель» оказалась занятой другим «клиентом», потому решаю ехать, понадеявшись на тренированные руки. Повезло — доехал. В расположенный на улице Героев Украины «Фуршет» из недовольства ценовой политикой решаю не заезжать, хотя, в отличие от предыдущего, уровень доступности значительно выше.

    Тротуары по–прежнему оставляют желать лучшего. Рынок, к сожалению, более похож на тренировочную базу для топ–моделей — двое здоровых людей расходятся лишь боком. Имеешь ограниченные возможности передвижения? Или с сопровождающим, орущим во всю глотку: «Посторонись!» (или «Лыжню!» — быстрее реакция будет), или забудь о походе на сей рынок.

    В расстроенных чувствах решаю пожаловаться  городской власти. И вновь проблема добраться. В маршрутку «1Ц» влезть теоретически можно — двери позволяют, но по ступенькам без помощи извне практически нереально. Придётся катиться вниз — маршрут имеет уклон  аккурат к центру города.

    А наш горсовет приспособлен к посещаемости инвалидами на 0,5 процента. Лишь со стороны улицы Тараса Карпы (бывшая Тимирязева), где расположен вход в Центр предоставления админуслуг, можно попасть внутрь. А там уже, через связную (именуемую по–модному ресепшн) можно до нужного чиновника и достучаться. Схожая ситуация и в здании областной власти, но там можно прямо с площади Героев Майдана въехать по пандусу. А далее — как повезёт. Открыть тяжёлые старинные двери можно или с посторонней помощью, или таранным ударом.

    С вокзалами немного легче. Железнодорожный оборудован лабиринтоподобным въездом на перрон, откуда можно зарулить и в кассовую зону, и в зал ожидания. Впрочем, если двери закрыты, придётся поманеврировать. Автовокзал №1 (так называемый «новый»)  практически не имеет препятствий, автовокзал №2 (или «старый») имеет две: постоянно закрытые двери и расположенные вокруг торговые ряды.

    Возвращение домой было не менее проблематичным — обратная дорога шла на крутой подъём до  центральной «Копилки», а далее уже было поровнее. Расстояние, правда, приличное.

    В целом инфраструктура оставляет желать лучшего. Несмотря на все потуги  властей, так и хочется констатировать известную фразу о помехах для плохих танцоров. С этим согласны и жители города, комментирующие ситуацию. В частности, председатель кировоградской городской организации инвалидов «Сила духа» Александр Переверзев  заявил, что колясочники — это лишь часть одной большой проблемы. Имеющие проблемы со зрением, временно или постоянно пользующиеся костылями также входят в проблемную для всех категорию. Инвалиды по зрению, переходя дорогу, полагаются на «шестое» чувство и счастливый случай, так как из всех светофоров, которые есть в Кировограде, лишь несколько оборудованы специальным звуковым сигналом.  Инвалиды предлагали городским властям идею покрасить «зебры» специальной краской, которую могут «чувствовать» незрячие люди. На каком этапе рассмотрение данного предложения —  по–прежнему неизвестно.

    Колясочникам же, хоть и зрячим, тоже приходится нелегко. Хорошие съезды с тротуаров находятся в основном в центральной части города, а в отдаленных районах иногда, чтобы перейти дорогу, приходится наматывать лишний километр. Огромные не-удобства создают также и высокие бордюры. Впрочем, эти проблемы вполне можно разрешить на местном уровне, но нужны время, финансирование и взаимоподдержка.

    Горько признавать, что зачастую инвалиды не могут без посторонней помощи попасть в социально значимые учреждения. Аптеки, магазины, больницы, госструктуры и подобного рода заведения остаются недоступными для них либо из–за отсутствия пандусов, либо из–за их непригодности.

    — Зачем что–то нам делать без нас?! Никто кроме нас самих не знает, как будет лучше для людей с ограниченными физическими возможностями, — возмущается Переверзев.

     К сожалению, есть ситуации, когда люди и хотят построить пандусы, но в съемных помещениях это сделать нереально. А это проблема уже законодательного уровня.

    Есть проблемы и в снабжении колясками. Дело в том, что тендеры, определяющие  предприятия–исполнителей государственного заказа на изготовление и поставку технических и других средств реабилитации, затягиваются надолго. Увы,  редко кто из инвалидов может позволить себе купить средство передвижения самостоятельно. А ведь это для них предметы первой необходимости.  Здоровый работающий человек при отсутствии необходимой суммы в данный момент берёт кредит. А у инвалидов и такой возможности нет. Ни один банк не решается кредитовать таких людей, мотивируя это их неплатежеспособностью, одновременно забывая, что они тоже люди, тоже работают и зарабатывают.

    Этот миф развеял начальник управления соцзащиты Фортечного района Кировограда Михаил Брынза. По его словам, обеспечение колясками  и костылями производится бесплатно, согласно Закона Украины «О реабилитации инвалидов», а также постановлением Кабмина № 321 от 15 апреля 2012 года. Для этого управление берёт на учёт каждое лицо с подобной проблемой, принимает пакет документов и предоставляет каталог для свободного выбора того или иного вспомогательного оборудования.

    В связи с тем, что в эксплуатации стали появляться коляски с электроприводом, введена так называется  транспортная МСЕК, которая определяет возможности лица с ограниченным передвижением к управлению данным транспортным средством. То же самое происходит и при предоставлении автомобиля с ручным управлением. В данной ситуации выбор за владельцем — или коляска, или автомобиль. Автомобили выдавались ещё в 2013 году, ныне потребности отсутствуют. Кроме того, желающим получить авто ещё до получения начинает начисляться «транспортная компенсация» — на сегодня это два платежа по 155,73 гривни. Смешно, правда? А в процессе эксплуатации эта сумма составляет 118,14 гривни. Смех сменяется слезами.

    Уходят в мир иной участники Второй мировой, имеющие право на все услуги вне очереди. Им на смену приходят участники АТО и боевых действий. Их психология немного другая, они молодые и не всегда желают ощущать себя инвалидами в разной степени.

    Льготные автобусы, на которых также могли бы передвигаться и инвалиды–колясочники, в Кировограде больше на бумаге, нежели на линиях. Потому по–прежнему остается большое количество районов, куда инвалидам приходится добираться собственными силами.

    Социальные такси предоставляются лишь находящимся на учёте инвалидам первой–третьей групп, реально имеющих статус НСП (невозможность самостоятельного передвижения), однако в Фортечном территориальном центре Кировограда детальную информацию предоставить отказались, потребовав официальный запрос редакции. Бюрократия неизлечимая…

     Финальный упрек Александра Переверзева — фактически крик души: «Вот если бы всем, кто в ответе за создание нормальных условий для инвалидов, завязать глаза, заткнуть уши и посадить на коляски, может, тогда и ответственность за свои действия они почувствовали в полной мере, и сроки выполнения работ сократились».

    Итак, мы движемся в Европу. Главное отличие Конституций европейских стран от нашей  — там  права и свободы гарантируются, в отличие от декларативности у нас. Жизнь и здоровье человека и гражданина являются наивысшей ценностью. Туристам от вокзалов, а жителям от домов  до каждого магазина, театра, аптеки можно доехать  как специальным транспортом, так и обычным, имеющим отдельные площадки. Качество дорожно–тротуарного покрытия, культура поведения на дорогах там также на высоте. А главное — менталитет как власть предержащих, так и рядовых граждан, прекрасно понимающих, что инвалидом любого рода в любой момент может стать каждый.

    Но ведь мы стремимся стать европейцами! Так давайте же делать хоть что–нибудь для того, чтобы приблизить евростандарты к нашим реалиям.

    Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у партнерстві з Товариством Лева та Фондом міжнародної солідарності (Польща).

    Публікація цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Зміст публікації є виключно відповідальністю автора/редакції  [вставити назву редакції] та необов'язково відображає точку зору USAID, уряду США та МЗС Польщі.

    Максим Гуцалюк