Выходные в Одессе: вкладываемся в 150 гривен

  • 4 серп. 2011 10:24
  • 3367
    • Новина Выходные в Одессе: вкладываемся в 150 гривен Ранкове місто. Кропивницький

     

    Несколько лет назад, вследствие одного трагического события в черноморском регионе, в ходу был анекдот из серии "чёрного юмора": "Новый русский обращается в турагентство: "Хочу недалеко, недорого, и с экстримом!" Улыбающаяся сотрудница с ходу предлагает ему горящую путёвку на новый курорт турецкого побережья. "А где же экстрим?" - удивляется тот, на что девушка мгновенно отвечает: "Из трёх часов полёта 30 минут Вы будете в зоне противовоздушной обороны Украины..."

    К счастью, мы не станем предлагать вашему вниманию подобную историю, но попробуем предложить не менее увлекательную прогулку - к Южной Пальмире. Банально, скажете вы? Отнюдь, и вскоре поймёте почему. Традиционные способы поездки в Одессу (поездом или автомобилем) сталкиваются с проблемой ночлега при классическом вояже ради загара у моря. Хотя при наличии энной суммы денег это разрешимо. В противном случае можно взять палатку, но ваша безопасность – ваша проблема... Впрочем, интрига в другом.

    Итак, задавшись целью увидеть Одессу за пару-тройку дней (скажем, на выходные), в первую очередь следует обзавестись картосхемой города с максимально подробной информацией (цена в самой Одессе от 12 до 16 гривен) и внимательно её изучить. Можно, конечно, сделать это по ходу прогулки, но время... Вторым этапом будет прокладка маршрута, причём с желанием увидеть всё и сразу. Как говорится, не Дюком единым... И, наконец, выбор способа путешествия. Поездом обойдётся дешевле (при наличии билетов, цены на которые от 20 до 60 грн., купейные не рассматриваются  - весьма круто), но дольше. Автомобилем быстрее, но дороже, к тому же оба варианта имеют и другие недостатки - лимит времени при поездке поездом и большие заторы на улицах Одессы. Выход - иметь двухколёсного друга, который перевозится в качестве ручной клади в чехле (до 36 кг - бесплатно) и скомбинировать веложелезнодорожный маршрут (при отсутствии дождливого сезона). О нём поговорим подробнее.

    Добираемся до электрички

    Во-первых, нужно выбрать способ добраться до железнодорожного вокзала в Помошной.  То, как вы туда доедете: на велосипеде, автобусе (билет обойдется где-то в 30 грн.) или электричке (билет – 8,6 грн.), на ваш выбор.

    Отметим, что электричка на Одессу отходит в00:55,билеты можно купить в вагоне (дешевле будет). Сервис в Помошной весьма скуп: если добраться до 17:00, можно застать работающие магазины за железной дорогой, и, перейдя через пешеходный мост, купить себе «дорожный паек». В противном случае к вашим услугам вокзальное кафе, но цены будут повыше. Поэтому, если вы всё же едете своим ходом, желательно закупиться в Новоукраинке: в любом варианте движения магазинов хоть отбавляй.

    Электричка прибывает в Одессу примерно в 6.58 утра, поэтому времени должно хватить с лихвой, но контролировать его всё же желательно.

    Что успеваем посмотреть в Одессе?

    Во всяком случае, приняв во внимание то, что все достопримечательности Одессы находятся либо в центре, либо на побережье, начнём, естественно, с "десантирования" из вагона. Поставив главной  целью фотосессию, седлаем железных коней - и в путь.

    Горсад, Потемкинская лестница и велокафе

    От вокзала выезжаем на Привокзальную площадь, далее по Пантелеймоновской вдоль Привоза до пересечения с Преображенской, затем по ней направо к Соборной площади. Эта площадь с находящимся почти напротив Горсадом являются традиционным местом сбора местных художников и торговцев сувенирами. Поэтому не обольщайтесь сразу на уловки близ вокзала – на площади ассортимент гораздо дешевле и разнообразнее. Далее вниз по Преображенской сворачиваем влево на Софиевскую и далее на Спуск Маринеско, в конце которого нас встречает памятник погибшим подводникам. Особенностью этого мемориала являются таблички с датой гибели той или иной подлодки, фамилией командира и численностью экипажа. Последней на сегодняшний день является подлодка К-141 "Курск" со 118 погибшими.

    От Спуска Маринеско вдоль прибрежной железнодорожной ветки по улице Приморской проезжаем один квартал, поворачиваем направо вверх и поднимаемся на Бульвар Жванецкого (или бульвар Искусств). Здесь нас ждут памятник Апельсину и таблички-цитаты из монологов известного одессита. Снова через квартал направо-вверх по улице Гоголя видим обычное с виду кафе, но ...с оградой из велосипедов "Украина", на багажниках которых стоят вазоны с цветами.

    Развернувшись, по Военному спуску доезжаем до Приморского бульвара, где нас встречают знаменитая Потёмкинская лестница, памятник Ришелье, или Дюк, а также созданный недавно мини-музей древней археологии под стеклянным колпаком. На другом конце бульвара находится Думская площадь, где расположены мэрия Одессы, памятник А.С.Пушкину и старинная пушка с фрегата "Тигр", стреляющая в день города 2 сентября.

    Вдоль побережья мимо Таможенной площади по Суворовской аллее доезжаем до парка культуры и отдыха имени Шевченко. Здесь находятся памятник погибшим воинам-интернационалистам и памятник Тарасу Шевченко. В конце аллеи расположен один из главных символов современной Одессы - Памятник Неизвестному матросу, близ которого всегда проходят торжественные мероприятия,а вступающие в брак непременно возлагают цветы.

    «Трасса здоровья» и Одесская киностудия

    Почтив память погибших защитников города, мы спускаемся к пляжному комплексу "Ланжерон", с которого начинается известная всем одесситам и многим отдыхающим "Трасса здоровья". Длина её примерно 5,5 км, что позволяет насладиться гонкой по асфальту, не боясь машин или мотоциклов. Однако при этом не стоит терять бдительности - ведь пляжники, как зайцы, могут перебегать с пляжа домой или обратно, да и местные экстремалы примерно через 2,4 км со своей трассы немногим выше могут слететь прямо под ваши колёса. Примерно на середине пути по этой трассе над вашей головой проплывут кабинки-гондолы канатной дороги - визитной карточки пляжного комплекса "Отрада". Далее при желании можно продолжить путь по трассе, а можно подняться параллельно канатной дороге по Спортивному переулку к Французскому бульвару (да-да, тому, что был в цвету в известной песне). Однако дорога идентична брусчатке по нашей улице К.Маркса, и, если вас это не смутит, то Одесскую киностудию и завод шампанских вин вам заметить удастся. В обоих случаях конечным пунктом этого этапа будет «Аркадия» - пляжно-ресторанный комплекс для местной и приезжей "элиты". Там же один из сохранившихся входов в знаменитые катакомбы, общая длина которых составляет более двух с половиной тысяч километров.

    «Похищение Европы», музей обороны города и мемориал освободителям Одессы

    Побережье от «Аркадии» до Большого фонтана частично застроено гостиницами и частными особняками, поэтому, выехав по улице Каманина на Фонтанскую дорогу и повернув налево, в районе 9-й станции слева по курсу увидим скульптурный комплекс "Похищение Европы". Конечно, он имеет мало общего с известной картиной, но как место для фотосессии весьма привлекателен. Далее, на 10-й станции, по Ванному переулку выезжаем на пляжный комплекс "Чайка", и по набережной, любуясь морем, едем до 16-й станции Большого фонтана или Золотого Берега. Облагороженная набережная с фонтанами и скульптурами не оставит равнодушным даже самого ленивого отдыхающего.

    От Золотого берега  по Байдарочному переулку выезжаем на улицу с оригинальным названием Дача Ковалевского (по старым картосхемам - Амудсена), поворачиваем налево и движемся до самого конца, к мемориалу 411-й береговой батареи. Это музейный комплекс с аллеей городов-героев, музеем обороны города и выставкой  советской боевой техники времён Великой Отечественной войны - от миномётов и мин до подлодки,корабельных орудий и бронепоезда. Экскурсия в музей стоит 10-15 гривен с человека. Но она того стоит. Обзор же боевой техники бесплатный.

    От мемориала по улице Марии Демченко доезжаем до пересечения с улицей академика Вильямса, поворачиваем налево и движемся до перекрёстка с Люстдорфской (Черноморской) дорогой. Повернув направо, едем по этой магистрали до пересечения с Адмиральским проспектом, далее направо по улице Черняховского к площади 10-го апреля. Вашему вниманию открывается мемориал освободителям Одессы, а, объехав вокруг памятника, слева по курсу - дендропарк "Победа". Пройтись по нему стоит хотя бы для сравнения с нашим: ни ограды, ни охраны, ни коммерческих ресторанов и автомобилей VIP-хозяев - всё строго для отдыха и любования природой: птичьи домики на воде, рыбки в озере и прыгающие по деревьям белки.

    Полюбовавшись этой красотой, по проспекту Шевченко движемся до проспекта Гагарина, поворачиваем налево и далее до перекрёстка со Среднефонтанской улицей. Повернув направо, через несколько кварталов многоэтажек и супермаркетов слева увидим долгожданный железнодорожный вокзал.

    Домой…

    Обратный путь также имеет несколько вариантов. Первый - купив билет на любой поезд в направлении Кировограда и упаковав боевых "коней" в чехлы, спокойно нежимся до самого дома. Второй - едем электричкой до Помошной (велобайки можно не зачехлять, но 50% от стоимости билета оплатить придётся - багаж, однако), а далее - своим ходом. Электричка стартует в 15.15 из Одессы и прибывает в 20.30 в Помошную. Есть более ранняя – старт в 10.10 и прибытие в 17.30. В этом случае - по грунтовочке до Новоукраинки, далее через Ровное, Приют, Вишняково до Кировограда. Дорога практически ровная в отличие от "бетонки", движение слабое, не страшно и ночью приехать, в чём автор убедился на личном опыте.

    В целом экскурсию можно считать состоявшейся. Мы сознательно не упомянули Дерибасовскую или "Гамбринус", однако из-за лимита времени обошли стороной и целую галерею музеев. Но, согласитесь, чтобы узнать всю Одессу, одной поездки, как и  жизни, будет маловато...

    Максим Гуцалюк