Защита потребителей – дело рук…

  • 26 бер. 2011 15:19
  • 3020
    • Новина Защита потребителей – дело рук… Ранкове місто. Кропивницький

    Невысокие цены на ценниках порой оказывают на наших сограждан действие посильнее, чем чувство самосохранения. Именно поэтому тема обманутых покупателей, которые лишись своих кровных денежек, а иногда и более ценного – здоровья, пожалуй никогда в нашей стране не потеряет своей актуальности. Вопрос о том, как не стать жертвой недобросовестных продавцов, возникает в голове, наверное, каждого покупателя, который стоя перед прилавком выбирает нужный товар. Как нельзя лучше знает ответ на этот вопрос исполняющая обязанности начальника управления защиты прав потребителей в  Кировоградской области Алла Дудник. Именно с ней наше сегодняшнее интервью.

    - Алла Юрьевна, как давно вы работаете в управлении?

    - Уже 10 лет. Я пришла сюда в апреле 2001 года специалистом І категории. Так что о проблемах потребителей знаю не понаслышке, так сказать «изнутри».

    - А почему выбрали именно эту сферу деятельности?

    - Все получилось случайно. В свое время я была предпринимателем, и довольно успешным. Потом вышла замуж и ситуация немного поменялась. Предпринимательская деятельность предусматривает фактически круглосуточный график работы и постоянные командировки,а это уже не входило в  планы. Поэтому я просто пришла на службу занятости и увидела подходящую вакансию. Тем более, что  госслужба предполагала как социальный пакет, так и карьерный рост. Вот так я сменила род деятельности. Хотя отмечу, что не кардинально, ведь предприниматель и специалисты  государственного органа сферы защиты прав потребителей близки в некоторых вопросах, которые касаются  рода деятельности.

    - Тяжело ли Вам было поначалу работать с людьми?

    - Я знала на что иду. Человек, который приходит со своей бедой, требует и соответствующего отношения, понимания, терпимости. Ведь изначально с хорошими новостями к нам никто не приходит, это уже потом формируется осознание реальности защиты его прав . Однозначно, что человек, работающий в нашем управлении, должен пройти определенный жизненный путь, быть и психологом, и юристом, и товароведом.

    - Изменились ли жалобы от потребителей за 10 лет и в какую сторону?

    - Отмечу, что они стали значительно интеллектуальнее. Связано это с тем, что появились продажи через Интернет, телемагазины. Кроме того, к нам чаще стали обращаться молодые люди.

    - Как долго идет процесс рассмотрения жалобы от потребителя?

    - Согласно действующего законодательства Украины, жалоба потребителей рассматривается только после получения разрешения Госстандарта Украины, а этот ответ приходит в течение 10-15 дней. Но скажу сразу, что заявление в это время не лежит в столе, с ним работает инспектор. Часто бывают такие ситуации, что когда приходит согласие из Киева,  жалоба уже рассмотрена. Так, в течение последних трех месяцев у нас было рассмотрено 100% жалоб. Мы боремся за каждого потребителя.

    - Сколько ежедневно жалоб поступает в ваше управление?

    - В среднем до 30 жалоб в месяц. Вот, например, за 2010 год управлением было рассмотрено 238 письменных жалоб и 138 устных на личных приемах.

    - Какие жалобы из Вашей практики запомнились больше всего?

    - Их очень много, потому что каждая из них уникальна по-своему. Помню, к нам обратилась женщина с жалобой на качество предоставленных услуг. Она приходила к нам каждый день, дописывала заявление, описывала сложившуюся жизненную ситуацию и соседей… В конце концов материалы жалобы превратились в небольшой талмуд. Я как-то в шутку посоветовала ей выйти замуж за соседа, чтобы у нее осталось меньше свободного времени. По результатам рассмотрения заявления ее требования были удовлетворены в полном объеме  - недоработки все  были устранены. И что вы думаете, через некоторое время я встречаю эту женщину на улице, а она сообщает мне радостную новость, что вышла замуж. Как вы думаете за кого? Конечно за своего соседа. Вот так управление соединяет сердца (смеется).

    А однажды был случай, когда нам пришлось подключить три области, чтобы отремонтировать мужчине стиральную машинку. Тогда все управление занималось этой проблемой.

    Как-то к нам обратилась женщина, купив в магазине дешевой обуви сапоги, которые фактически сразу же и «разлезлись». Управление вмешалось, в ходе проверки  специалистами было выявлено,что потребителю было продано  некачественную пару обуви, на которую произведено некачественный гарантийный ремонт, за что предприниматель был  оштрафован. Покупательнице вернули деньги и за сапоги, и за ремонт. Но отмечу, что реальная защита прав потребителя возможна только при  наличие чека. Обычно отсутствие чека сводит удовлетворение требований потребителя к  определению «везение» и единичным случаям.

    А вот совсем недавно на «горячую линию» поступило сообщение о том, что в одном из супермаркетов города муку продают только по 1 килограмму в руки. Проверка закончилась тем, что выдано предписание данной сети супермаркетов с запретом ограничения норм отпуска, а завмаг за допущенное нарушение правил торговли привлечен к административной ответственности. Отмечу, что ограничение продажи продуктов противозаконно.

    - Какие последние нововведения появились в последнее время в сфере защиты прав потребителей?

    - Во-первых, новым является то, что уменьшился гарантийный срок на покупаемую обувь. Если ранее он зависел от вида обуви, то сегодня составляет месяц со дня покупки. Точнее в нормативном документе (ГОСТ 26167-2005)  написано «не менее месяца», но наши бизнесмены-производители больше этого минимального срока стараются  не  давать.

    Во-вторых, сейчас внесены изменения  в законодательство про защиту прав потребителей в части,  права обмена качественного товара, который, например, не подошел по размеру, по цвету или по каким-либо другим причинам. Сделать это можно в течение 14 дней и при условии, что товаром не пользовались. В случае, если продавец отказывается обменивать продукцию, ему грозит штраф в сумме 10 кратной  стоимости товара  – это и есть нововведение  ( ст. 23 Закона Украины «Про защиту прав потребителей»).

    - Что бы вы могли посоветовать покупателям, дабы они не были обманутыми?

    - Каждый потребитель должен помнить о том, что наличие товарного чека и расчетных документов это залог его прав, как покупателя. Потакая утверждениям продавца о том, что чеки он не выдает, человек стоит на грани отказа от своих законных прав. В этом случае стоит задуматься о том, стоит ли покупать данный товар именно здесь, ведь порой сэкономив на деньгах, вы можете потерять что-то гораздо большее. 

    Ирина Линская

    Будьте бдительны!

    В нынешнем году сотрудниками областного управления защиты прав потребителей  из-за несоответствия требованиям нормативных документов запрещалась реализация: 

    напитка слабоалкогольного «Вишневый» ТМ «Drive»,

    напитка безалкогольного «Квас» ТМ «Мажорная»,

    крупы кукурузной производства ООО «Олимп»,

    крупы манной производства ЧП Корико В.В,

    масла крестьянского «Госпожа МУ»,

    производитель неизвестен, сельди слабосоленой фасованной под вакуумом, производитель ООО «Айсберг-Фиш»,

    чая черного байхового мелколистовой, производитель «Галка Карпаты»