«Жить и работать стало веселее» (Идеи Сухомлинского в Таджикистане)
28 вересня - 100 років від дня народження Василя Сухомлинського
Сьогодні ми хочемо познайомити читачів з цікавою людиною – Діасом Надировим. Він довгий час жив і працював у Таджикистані, очолював школу імені Василя Сухомлинського. Із 1995 року мешкає в Кіровограді, пише вірші, залишається активною людиною. Колишній директор школи охоче розповів, з чого починалася його діяльність, як він став послідовником великого педагога, нашого земляка.
- Где и когда вы впервые услышали, узнали о нашем Сухомлинском?
- О Василии Александровиче Сухомлинском я узнал по его книгам «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям» и книге Ивана Драча, классика украинской литературы, о жизни и педагогической деятельности Василия Александровича, когда работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе №66 Душанбе (Таджикистан). Был поражен. Уже там с энтузиастами 3.А.Столетовой, Бальян Шушаной Хачатуровной, другими провели конференцию: «Об опыте работы Павлышской школы».
- Когда впервые побывали в Украине и в его школе радости, познакомились с его родственниками, учениками, последователями-коллегами?
- Где-то в конце 70-х годов или в 1980 году приехал в Павлыш. Василия Александровича уже не было. Полный впечатлений, ходил по школе, беседовал с учителями, работниками, осмотрел классы, двор. Ходил на могилу Василия Александровича, склонил голову. Оставил запись в книге отзывов. Да, тогда Павлышская школа стала педагогической Меккой страны, там были тысячи записей из разных концов Союза. Семья Василия Александровича уже переехала в Киев. Поехал я в Киев, встретился с дочерью педагога Ольгой Васильевной. Встречались с ней еще и в Кировограде, на юбилее В.А.Сухомлинского. Она пригласила домой, и я познакомился с Анной Ивановной, супругой Василия Александровича. Рассказал, кто я, откуда, что внедряем в жизнь своей школы думы Василия Александровича. Она была счастлива, подарила книгу «Сердце отдаю детям», изданную в Японии. Вернулся и, уже директором средней школы №19, рассказал коллективу о своей поездке в Павлыш, о впечатлениях, о планах. Учителя поддержали начинание по изучению трудов Василия Александровича и внедрению опыта павлышских учителей. На предметных методических объединениях изучали опыт школы, отраженный в работах В.А.Сухомлинского. Выявили, что для нас ценно в этом опыте, что можно делать лучше, чем у павлышан и как внедрить идеи в жизнь нашей школы. Так пункт за пунктом мы вносили коррективы в план работы каждого учителя, завуча, директора, пионерской и комсомольской организации. Самая главная из этих «поправок» заключалась в очеловечивании всего учебно-воспитательного процесса, поставив в его основу Любовь к обучаемому и воспитуемому. Так мы вышли на научную организацию педагогического процесса: НОТ учителя, НОТ директора, НОТ школьника.
Начали собирать материалы для создания музея В.А.Сухомлинского. Доклады, рефераты учителей, учащихся, рисунки школьников, статьи, книги великого педагога, статьи, опубликованные мной в республиканской газете «Коммунист Таджикистана», переводы ученика Зафара Саидова книжки сказок Василия Александровича «Поющее перышко» на таджикский язык, опубликованные в газете «Пионеры Таджикистана». Магнитофон с записью голоса В.А.Сухомлинского. Журналы «Народное образование», «Советская педагогика» со статьями В.А.Сухомлинского. В вестибюле школы повесили большой портрет Василия Александровича с надписью «Сердце отдаю детям».
Я пылал, я горел, я жил обновляющейся жизнью школы. Стало светлее жить и работать. На уроках все больше замечал света, добра, которое учителям удавалось доносить до детей. Ответная реакция – подвижки в качестве знаний и воспитанности учащихся. Особенно это удавалось учителям начальных классов, где дети пластичней, ведь без любви нет обучения и воспитания, тем более заметного. Вижу добрые лица М.Ф.Быковой, М.А.Микляевой, Э.Ш.Надыровой, других педагогов. Школа становилась для детей родным домом, школой радости.
Во внеклассной и внешкольной работе дети участвовали массово, получали призы, кубки, грамоты на уровне республики. Рядом со школой бассейн, пловецкие классы наши имели и союзные достижения, а фронтовик Анатолий Григорьевич Смеянов, военрук, вместе с вожатой Еленой Скоропад постоянно выводили наших учащихся на всесоюзные соревнования по «Зарнице» и «Орленку».
Все становилось достоянием коллектива учащихся, все знали об успехах, дети тянулись в кружки, в общественную работу. В течение ряда лет при системной работе удалось в целом, а у ряда учителей заметно повысить качество обучения и воспитания. Выпускники учителей Р.Б.Риплингер (химия), М.А.Анохина (физика), В.П.Крутова (математика), Ф.Д.Бердыбаева (история), Черенкова (английский язык) на экзаменах в ведущих вузах страны в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове показывали те же оценки, что и в аттестате зрелости.
Особенно интересной получалась работа по трудовому обучению. С помощью шефов завода им. С.Орджоникидзе мы открыли токарный кабинет, где работали 12 токарных станков и с разрешения Министерства просвещения республики работали по программе «Металлообработка». Готовили по заказу завода шпильки и другие мелкие детали. А по окончании 10 класса заводская комиссия и наш преподаватель по трудовому обучению П.А.Зотов принимали экзамен и выдавали детям свидетельство токаря, с которым они шли работать на завод.
Родители были в курсе дел в школе. Работал университет родителей, где наши опытные учителя вели занятия, на живых примерах показывая, как лучше поступать в той или иной ситуации: сын или дочь потеряли интерес к учебе, пропускают(!) занятия, грубят, требуют: хочу то, хочу се… и так далее и тому подобное. Молодые родители охотно шли на практические занятия. Это нами также было перенято из опыта работы Василия Александровича. Его знаменитое об одном школьнике, который грубил, пропускал уроки, дерзил учителям, не готовил уроки – его надо пожалеть – меня волнует и поныне. Ученик не знал в семье ласки, доброго слова, рос как чужой – это ожесточило его против всех, он знал только ругань в свой адрес. Его надо лечить лаской, добром. Помню до сих пор.
О школе заговорили. На ее базе проводились семинары, конференции учителей района, города, республики. Немало было публикаций о школе, снимков в печати.
Проходя однажды по коридору во время уроков, мне встретилась девочка-первоклашка. И я обратился к ней: «Как называется наша школа?» Девочка поведала: наша школа имени Василия Александровича Сухомлин- ского и далее, что делают в классе: газета, стихи, уголок…
Я был счастлив, кажется, получается! И сегодня приятно сознавать, что за почти 20 лет работы директором, завучем в школе не было ни одного несчастного случая с учениками. Береженного Бог бережет… Так мама моя покойная говорила в старости, что дети ее выросли здоровыми, а нас шестеро – ее сыновей и дочерей.
- Есть ли у вас публикации? Есть ли ученики и последователи?
- Около 15 статей на педагогические темы опубликовал в республиканской газете «Коммунист Таджикистана». Выступал на всесоюзных конференциях по обмену опытом в Москве (как член комиссии Министерства просвещения СССР по проведению реформы школы), на всесоюзных совещаниях работников просвещения по трудовому обучению и по воспитанию физической культуры у школьников. На всех совещаниях начинал выступления с того, что наша школа носит имя Василия Александровича Сухомлинского и чем мы ему обязаны… Это вызывало живой интерес. Что? Как? Почему?
- Применяли ли теорию и практику воспитания Сухомлинского в своей семье, к своим детям вместе с женой-педагогом? Кто ваши дети, чего добились в жизни?
- У нас два сына – Руслан и Дима и четверо внуков. На детей и внучат не жалуемся. Только радуемся и, естественно, огорчаемся, если что не так. На современном языке дети наши – предприниматели.
- Как судьба свела с Борисом Набокой, директором Кировоградской школы № 22? Как дружите? Какие общие мысли вас объединяют?
- С Борисом Стефановичем Набокой знакомы недавно. В школе есть музей Героя Советского Союза Б.Г.Габдрахманова, имя которого носит одна из улиц города. Пришел в школу, познакомились, сказал, что был директором школы им.В.А.Сухомлинского и, можно сказать, стали родными. Дважды, будучи в школе Бориса Стефановича, я обошел весь двор и задворки и не увидел ни одного курца, так было и у нас; многие дети здоровались, хотя я для них дед, чужой. А вот проходя мимо других школ, номера не называю, вижу курцов – девочек, ребят. Подхожу, назидаю, неохотно бросают: вот прицепился дед…
- Благодаря кому, чему увлеклись поэзией, кем? Когда стали писать?
- Стихами увлекался в школе, затем студентом, печатался в университетской многотиражке. Стал работать и все вылетело из головы. Пошел на пенсию – стихи вернулись. Вдохновляет, наверное, сама жизнь, а учит – классическая поэзия.
- Как вам живется на Украине? Что роднит мой и ваш народ?
- С соседями по дому живем дружно, уважительно. Соседи часто заходят в гости, оставляют ключи на всякий случай. Украинцев и татар роднит многое. Если обратиться к истории, то об этом хорошо рассказано в замечательной книге Л.И.Гумилева «Древняя Русь и Великая степь». Сотни тысяч украинцев проживает в Татарстане, Башкирии, в Поволжье, на Урале, в Сибири, по соседству с татарами, причем живут дружно, об этом я знаю из передач радиостанции «Свобода» на татарском языке. Там работают культурные автономии украинцев, воскресные школы, есть и школы, классы с украинским языком обучения в местах их компактного проживания. Не раз приходилось слышать в разговоре татар, таджиков, когда речь заходит об Украине: «Там тепло, там сытно, там добрые люди…» Все подтвердилось. Роднят нас и песни. Татарские народные песни такие же протяжные, певучие, как и украинские народные песни. Вероятно, влияние природы: степи, просторы, воля. Отсюда и широта души, отсюда и песни.
Антоніна Корінь
Нагадаємо: Нацбанк ввів в обіг монету з відомим педагогом Кіровоградщини - Василем Сухомлинським (ФОТО)
ДОБРИЙ ПОГЛЯД НА ДОБРИЙ СВІТ
Роздуми над книгою
Маленька дівчинка загубилась у великому місті.
- Як звуть твою маму? - питають люди.
- Мамочка.
- А які у неї очі: чорні, сині, сірі?
- У неї очі - найдобріші…
Донька – першокласниця виписала цю казку з книги «Павлиські казки» (М., «Детская литература», 1979) і спробувала подарувати мені як власний твір. А при звинуваченні у «плагіаті» зізналась: «Просто я хочу, щоб і у тебе були добрі очі…».
Однією з головних умов успішного виховання гармонійно розвинутих дітей В.О.Сухомлинський вважав розвиток уміння пізнавати світ не тільки розумом, а й серцем, щоб вразлива дитяча душа все життя поповнювалась добротою, прагнула до творчості. Виявити в кожній дитині (а не в окремих здібних чи обдарованих) не тільки читача чи слухача, а й творця – це стало для нього справою всього життя, одним з його педагогічних відкриттів. Він не встиг науково обгрунтувати, узагальнити саме цей напрям своєї діяльності, але тисячі рукописних казок, що їх зберігає і поповнює архів Павлиської школи, - то найкраще підтвердження, що праця видатного педагога і його послідовників дала чудові плоди, що вона розбудила в кожній дитині чарівного птаха творчості, в якого вірив Учитель.
Павлиські казки звучать по радіо і телебаченню, виходять у періодиці, а тепер 86 кращих із них зібрано в книгу і перекладено російською мовою.
Нині ці колишні хлопчики і дівчатка закінчили школу, і хоча не стали вони ні поетами, ні казкарями, та працю кожного з них супроводить необхідний у кожній професії, в кожному ділі чарівний птах творчості…
У шість розділів згруповано казки за принципом тематичної спорідненості. Так, у першому «Світ крізь синє скло» - казки про той цікавий, зворушливий, опоетизований дітьми світ природи, яким він постає крізь призму їхньої безмежної фантазії. «Тополина Пушинка» - це кілька казок, за жанром дуже близьких до байки. Казками про життя і клопоти звірів, птахів, рибок, комах - словом, усіх тих, кого ми рідко помічаємо з висоти свого «дорослого становища», наповнений розділ «Як їжак став колючим». Саме по цьому розділу найкраще випробовувати й саму методику Сухомлинського для складання казок дітьми, використавши психологічну особливість малих «чомучок» - доскіпуватись до всього, що нам, дорослим, здається само собою зрозумілим. Наприклад, тільки прочитає донька заголовок «Чому Синички з Дятлом подружились?» або «Чому Горобець Фіалку полюбив?», - книгу закриваємо і даємо волю власній фантазії. З’являються варіації на теми казки. Обох захоплює ігровий момент: мене - новий поворот сюжету, а дочку - наскільки збігся наш варіант із книжковим…
Лукава вигадка, жарт, мудрість здивованої першим відкриттям чи якимось узагальненням відомих істин дитини проходять крізь усю книжку.
Найближчим і найдоступнішим джерелом для вгамувания жаги пізнання є для дитини сім’я. Тому не випадковий у книзі розділ «Радість Горобчихи», що вмістив казки про спілкування і взаємозбагачення в сім’ї і старших, і молодших. А в заключному - «Про що не можна забувати!» - переважають героїко-патріотичні мотиви. Ось як виразно передала дитина почуття любові до Вітчизни в казці «Крихітка рідної землі». На крилі Ластівки, що полетіла у вирій, приліпилась грудочка землі, з якої було зроблене її гніздечко, і хоч як гарно було їй на березі чужого моря, а все ж запах цієї грудочки кликав додому, бо «ніщо так не пахне, як рідна земля».
Навіть серед дорослих стала крилатою фраза маленького помічника Феї з фільму «Попелюшка»; «Я ще не чарівник, я тільки вчусь»… Мабуть, нею можна охарактеризувати й творчість юних павлишан-казкарів, - усі вони вчаться бути чарівниками, мати добрі очі і добре серце, щоб пізнавати і любити світ природи, світ людей.
Хвилюючу, задушевну передмову, як слово вдячності вчителям маленьких авторів і вчителеві вчителів В.О.Сухомлинському, написали до книги її упорядники К.Григор’єв та Б.Хандрос. Гарно проілюстрував її художник В.Давидов, для дитини ж книга часто починається не зі слова, а саме з малюнка…
Є у збірці казка «Дві книги» - про книгу, яка завжди відпочивала на полицях, і про книгу, що постійно трудилася, хвилюючи то одного, то іншого читача. «Павлиські казки» - то книга-трудівниця. Вона весь час у мандрах, вона з нашими читачами - дітьми, батьками, вчителями. Хороша у неї дорога, щаслива - від одних до інших, від серця і до серця…
Антоніна Корінь,
член НСПУ