Журналист из Кропивницкого разъясняет систему «ProZorro»: Промедление ценой в миллионы

  • 27 лист. 2016 09:33
  • 884
    • Новина Журналист из Кропивницкого разъясняет систему «ProZorro»: Промедление ценой в миллионы Ранкове місто. Кропивницький
     
    Как известно, с 1 апреля 2016 года в силу вступил Закон Украины «О публичных закупках», и для первой волны заказчиков система «ProZorro» перестала быть пилотной. Как диктует нам Закон, первыми перевели закупки в систему центральные органы исполнительной власти и естественные монополисты. Ну, а уже с 1–го августа туда же были направлены все другие госзаказчики.
     
    В том числе управления и ведомства местных администраций, а также разнообразные коммунальные предприятия. Кропивницкий не стал исключением. Как отмечают эксперты и разработчики самого prozorro.gov.ua — за год работы в пилотном режиме система «ProZorro» показала не просто хорошие, а выдающиеся результаты. Не зря ведь в мае сего года Министерство экономического развития и торговли получило главную международную премию в сфере закупок за создание и внедрение электронной системы закупок с уникальной архитектурой. Да–да, вы не ошиблись, речь идет именно о «ProZorro».
    Мы готовы показать вам реальные факты работы системы, опубликованные на ее официальном сайте. Так, до 1–го августа четыре с половиной тысячи закупщиков провели через систему 84 тысячи тендеров с общим бюджетом 17 миллиардов гривен и сумели сэкономить 13% от суммы бюджета. На сегодня в системе уже проводят свои закупки более 8 тысяч госзаказчиков, объявлено более 162 тысяч торгов, сэкономлено почти 3 миллиарда гривен. Цифры говорят сами за себя: за полтора года система доказала свою эффективность, хотя и была создана без копейки государственных средств.
    Объясняем — использование системы является обязательным для всех закупок стоимостью от 200 тысяч гривен для товаров и услуг, а также от 1,5 миллионов гривен — для работ. Если предмет закупки имеет стоимость от 50 до 200 тысяч гривен, то заказчик обязан либо провести закупку через систему, либо же загрузить в систему подробный отчет о закупке. На практике это означает появление в системе копии подписанного договора подряда, поставки, покупки и т.д. Штука, конечно, очень удобная и полезная, но все же не дающая полной картины происходящего. Именно поэтому Министерство экономического развития и торговли настойчиво советует использовать «ProZorro» даже на закупках стоимостью от 5 тысяч гривен. Подобные рекомендации основаны на практике — сотнях миллионов сэкономленных для госбюджета при проведении подобных процедур. 
    К сожалению, часть городского совета Кропивницкого, в том числе и нынешний руководитель города Андрей Райкович, не разделяют взглядов Министерства. Еще в начале года, а если быть точнее, в январе, в городе был принят «Порядок применения электронной системы закупок «ProZorro», который регламентировал обязательность использования системы при закупках за счет городского бюджета на суммы от 30 тысяч гривен. Весьма похвальное решение, однако было быстро пересмотрено. И уже в августе исполком  принял постановление об отмене данного порядка как такого, что не соответствует действующему законодательству Украины. 
    Трудно сказать, к счастью или нет, но мы не единственный город, который сталкивается с нежеланием чиновников улучшать систему, делая ее более прозрачной как для заказчиков услуг, так и для потенциальных подрядчиков. Подобные проблемы есть у Черкасс и ранее имелись у Днепра. К слову, активисты из общественной организации «Платформа Общественный Контроль», которая как раз представляет Днепр, специально обращались в свое время в Министерство экономического развития и торговли Украины, чтобы получить разъяснения — может ли местная власть принимать решения о применении системы в так называемых допороговых закупках. И вот что получили в ответ.
    «…Під час здійснення закупівель товарів, робіт і послуг, вартість яких є меншою за вартість, що встановлена в абзацах другому і третьому частини першої статті 2 Закону, замовники повинні дотримуватись принципів здійснення публічних закупівель, установлених цим Законом, та можуть використовувати електронну систему закупівель з метою відбору постачальника товару (товарів), надавача послуги (послуг) та виконання робіт для укладення договорів…». 
    Думаю, тут все понятно, но все же разъясню — закон обязателен после суммы 200 тысяч и 1,5 миллионов, если же меньше, местная власть имеет право все равно применять этот Закон. 
    Скажем откровенно, не все так плохо в нашем доме — есть у нас и депутаты, которые понимают важность новой законодательной нормы. Двигателем сего движения за возвращения «ProZorro» на допороговых, то есть относительно небольших по цене, закупках, выступает Александр Цертий, который инициировал возврат действия вышеупомянутого Порядка сначала на заседании исполкома, а потом и в горсовете. 
    — При отсутствии «Порядка применения электронной системы закупок «ProZorro», которую, как мы знаем, отменили на исполкоме, имеем ситуацию, когда в соответствии с ЗУ «О публичных закупках» обязанность по использованию «ProZorro» при закупках, скажем, работ начинается с огромной суммы в 1,5 млн. грн. Это означает, что без возврата отмененного Порядка распорядители средств городского бюджета смогут и в дальнейшем при закупках работ на суммы до 1.5 млн.грн. выбирать подрядчиков и тратить финансовые ресурсы нашей территориальной общины в «ручном режиме», то есть без использования «ProZorro». Могу спрогнозировать, что таким образом без «ProZorro» и конкурсов будет распределено более половины бюджета развития нашего города через основных распорядителей, — сказал Цертий во время последней сессии горсовета. — Мне трудно сказать, чем руководствовались определенные депутаты, которые не проголосовали за возвращение местного Порядка и не захотели сделать систему расходования средств нашей территориальной общины более прозрачной и максимально открытой для всех участников. Могу привести пример города Днепра, который является одним из лидеров в использовании «ProZorro». Там депутаты поддержали местные положения о применении электронной системы закупок, которым установлено обязательство осуществлять закупки с использованием «ProZorro», начиная уже с 3 тыс. грн. Результаты превзошли их ожидания — экономия при закупках сразу составила около 15% и с каждым днем растет.
    Казалось бы, и вправду — для города одни выгоды, проводи тендеры через систему, выбирай наиболее выгодные варианты, и город скажет тебе спасибо. Но, как это обычно бывает, от старых привычек избавиться сложно, особенно если работаешь с одними и теми же людьми много лет. А если вдруг они не выиграют? Что ж тогда, бросать таких полезных людей? А в бюджете денег много, можно и не экономить.
    Наиболее просто за подобным отношением к горожанам и общей казне можно проследить на примере главного управления ЖКХ городского совета Кропивницкого, которое с начала тестовой работы «ProZorro» и до сегодняшнего дня успело подписать 72 договора подряда, потратив на них из городского бюджета чуть менее 17 миллионов гривен. При этом управление ни разу не проводило тендер, напрямую подписывая с подрядчиками договоры на выполнение работ. Это привело к тому, что в итоге город не сэкономил вообще ничего, ни копейки. Замечательный показатель, ничего не скажешь. 
    Стоит ли об этом говорить? Конечно, стоит. Более того, уверен, об этом нужно знать каждому горожанину, которому небезразлично, как выглядят улицы его города, ремонтируются ли дороги и дома, обновляются ли коммуникации и работают ли уличные фонари. Ведь если городская власть не хочет сэкономить наши с вами деньги, чтобы потратить их наиболее целесообразно, то стоит ли такая власть доверия? Вопрос риторический.
    Александр Летов