Топливный беспредел в Кропивницком: Как АЗС торгуют "втихую"бензином (ВИДЕО)
Как сообщает сайт enkorr.ua., полтора года назад, в марте 2019 г., в Кропивницком прогремел взрыв. На автостоянке, где была расположена нелегальная газовая заправка, решили перекачать сжиженный газ из одного газовоза в другой. В результате один человек погиб и трое получили травмы, целый район города был обесточен, инцидент показали все телеканалы, а властная вертикаль, включая «верхи», пообещала разобраться и наказать виновных. Но по сей день расследование ни к чему не привело, хотя сразу арестовали двух фигурантов. Городские власти заявили о тотальной проверке всех объектов нефтепродуктообеспечения в областном центре.
Ночной взрыв действительно вынес на поверхность проблему топливного беспредела в городе, где теневой сектор приобрел невиданный масштаб. В частности местные трейдеры шепотом рассказывали о целом квартале нелегальных нефтебаз и АЗС, которые на виду у всех создали настоящий нефтяной хаб.
На днях enkorr побывал в Кропивницком, решив воочию (а также с помощью фотокамер и дронов) проинспектировать легендарную промзону и заодно результаты роботы городских властей по зачистке нелегалов. Спойлер: у последних все хорошо.
Местные называют промышленный центр города «медвежий угол». Тут находятся бетонный, деревообрабатывающий и молочный заводы, предприятие по производству растительного масла и другие промплощадки. В радиусе пятисот метров расположены четыре нефтебазы, каждая из которых имеет целую пачку лицензий — от хранения до розничной реализации топлива. Вот только с цивилизованными объектами они имеют мало общего.
«Кропивницкое» ноу-хау — нефтебаза за забором, на территории которой обустроена заправка автомобилей.
По словам местных трейдеров, утром и вечером на этих объектах выстраиваются очереди преимущественно из числа коммерческого транспорта близлежащих предприятий и перевозчиков. Оценочно, ежесуточная прокачка на каждой из здешних «зазаборных» колонках оценивается в 20–25 куб. м. Причина такой популярности проста — низкая цена.
- При любых условиях у них будет минимум на гривню дешевле. Клиентура в курсе, с утра стоит очередь из фур, — сетует владелец местной сети.
В «медвежьем углу» нам удалось насчитать четыре АЗС, причудливые формы и расположение которых вызывает большие сомнения по поводу законности их деятельности при строгом подходе.
- Старая ржавая колонка с трубой, подсоединенной напрямую к емкости нефтебазы. Какая пожарная безопасность, какая техника безопасности?! Если сонный водитель сигарету забудет потушить перед заправкой, все четыре нефтебазы, тысячи кубов топлива взлетят на воздух. История с газовозами на ул. Киевской (речь идет о взрыве возле АГЗП «Элан-Ви» в марте 2019 г. — Прим.) покажется детской хлопушкой. Это выходит за рамки понимания, — жалуется собеседник enkorr.
Внешний обзор «кропивницких» объектов позволяет оценить инвестиции и эксплуатацию по формуле «три по триста» — это три винтажные топливораздаточные колонки по 300 евро каждая. Все это хозяйство обслуживает один человек, который умудряется одновременно координировать погрузку топлива в бензовозы и заправку автомобилей. Надо ли говорить, что на выдачу чеков у него просто не остается времени?
В итоге такое чудо продает больше, чем пять легальных станций суммарной стоимостью десятки миллионов гривен.
Нефтебаза по Промышленному проспекту, 9 и 9-А. Согласно реестру налоговой службы, по этому адресу есть две лицензии на розничную реализацию топлива — у ООО «Депот Ойл» и у ООО «Нью Ника». При этом вся станция находится за забором.
- Активная борьба с нелегалами привела к обратному результату: все эти АЗС получили лицензию и теперь прикрываются ею от всех проверяющих структур. Последние тоже получили возможность уйти от ответственности перед своим начальством, но при этом продолжить зарабатывать на «крышевании» этих объектов. У всех все хорошо, — говорит один из экспертов местного рынка.
- Если посмотреть статистику, то по всем этим станциям проливы минимальные. Все крупные здешние клиенты стоят вон под теми заборами, ожидая отмашки от мужичка с барсеткой, — рассказывает оператор одной из этих АЗС.
Владелец местной сети уверен, что лицензирование сыграло только на руку местным нелегалам, благодаря которым они, по сути, легализовались.
- Нужно было «пройти семь кругов ада» — Госэкоинспекцию, ГАСИ, охрану труда и т.д., закупить уровнемеры и расходомеры. Мы не понимаем, как они могли получить лицензию?! — жалуется «кропивницкий» ритейлер.
Еще один «зазаборник» по Промышленному проспекту в Кропивницком. Ворота открываются по звонку или сигналу автомобиля. Точный юридический адрес установить не удалось.
Проблема сомнительного получения лицензий типична не только для Кропивницкого. В Житомире силовики выявили незаконную выдачу 122 лицензий на розничную торговлю топливом. Сигналы идут из Запорожья, Днепра и даже из Киева. Нефтегазовая ассоциация Украины осенью прошлого года провела верификацию всех лицензий, составив список из 834 АЗС, которые с большой долей вероятности получили лицензии незаконно. Однако особых подвижек по этому направлению не видно. Скорее наоборот, новости о реанимации подзаборников поступают все чаще и чаще.
В этой ситуации не перестает удивлять позиция местных властей. Наращивание легальных оборотов топлива несет в местные бюджеты больше денег, которые выделяет Киев на основании обработки данных кассовых аппаратов. И уж совершенно непонятна позиция властей Кропивницкого, где из-за недопустимой ситуации с переливом топлива совсем недавно погиб человек, а тысячи были шокированы взрывом в центре города. Стоит ли говорить о том, что никаких результатов обещанной зачистки нелегалов мы не увидели ни с земли, ни с неба.
Enkorr обратился в управление Налоговой службы в Кировоградской области с просьбой разъяснить обстоятельства выдачи лицензий на указанные в репортаже объекты.