Безвизовый режим — гоп со скрипом. Что ожидает кропивничан?

  • 18 серп. 2016 16:56
  • 1779
    • Новина Безвизовый режим — гоп со скрипом. Что ожидает кропивничан? Ранкове місто. Кропивницький

     

    Украина выполнила ряд требований, которые выдвигались к ней со стороны Еврокомиссии, окончательное решение за Евроинституциями. Таким образом, безвизовый режим со странами Европы Украина может получить уже до конца 2016 года.

     

    Если все решится в нашу пользу, то уже совсем скоро каждый житель страны, имеющий биометрический паспорт, сможет путешествовать по странам Евросоюза без всяких виз. А это, между прочим, 22 страны, подписавшие Шенгенское соглашение, плюс Болгария, Румыния, Хорватия и Кипр. Ожидается открытие безвизового режима для Украины Норвегией, Швейцарией, Лихтенштейном и Исландией. Единственной страной Европы, куда нельзя будет поехать без визы, останется Великобритания.

     

    Что, где, когда?

    Итак, попытаемся найти ответы на традиционные вопросы «Что? Где? Когда?». На второй из них отчасти дан ответ в перечислении «безвизовых» государств. Что касается вопроса «Когда?», то в лучшем случае ответ на него начнет действовать уже спустя три месяца после окончательного решения ЕС.

    Первоочередным законом станет изменение списка безвизовых стран — сия задача ложится на плечи Европарламента. Лишь после этого на Совете ЕС будет принят финальный вердикт. Вероятность блокады решения слаба, но повременить с открытием безвизового пространства ЕС может из–за напряжённой обстановки на востоке Украины. Европа опасается большой волны переселенцев с Донбасса, а также контрабанды из зоны АТО. Поэтому требования безопасности также входят в перечень евроусловий, ибо в самой Европе сирийских и прочих мигрантов более чем в достатке. В итоге вопрос «Когда?» пока остаётся открытым.

    Отвечая на вопрос «Что?», отметим, что безвизовые страны будут открыты лишь для тех граждан Украины, которые обладают биометрическим паспортом. В иных случаях однозначно нужна будет виза. Путешествовать по этим странам можно не более 90 дней в течение полугода — именно такие правила были введены для Молдовы.

    Говоря о документах, кроме уже упомянутого «биопаспорта», который можно оформить сегодня, заплатив 950–1000 гривен, могут понадобиться приглашение или бронь отеля, страховка, билет в обратную сторону. Помимо этого, нужно будет иметь как минимум 45 евро из расчета на каждый день поездки. Везти с собой наличные деньги вовсе не обязательно — это могут быть выписка из банка либо дорожные чеки. Все надеются на то, что визы для украинцев наконец–то отменят и больше не придётся платить немалые, как для большинства населения, деньги.

    Ах, эта виза…

    Увы, приехав в страны с безвизовым режимом, украинец не сможет запросто устроиться на работу либо начать учёбу в одном из учебных заведений. Для этого нужно будет оформить, соответственно, рабочую или студенческую визу, или же получить вид на жительство.

    Могут ли не пустить в ЕС — этот вопрос беспокоит многих. Все данные о вашей личности будут проверены Шенгенской информационной системой. При этом въезд в ЕС могут запретить из–за нарушения законов ранее — к примеру, из–за просрочки визы. Отказать могут также из–за отсутствия рекомендованных документов, но в данном случае должны выдать отказ во въезде, распечатанный на отдельном бланке. Впрочем, его можно оспорить — информация о том, куда обращаться для этого, написана на самом бланке.

    Страны, куда украинцы могут ехать по внутреннему паспорту без виз: Беларусь (до 30 дней), Россия (не более 90 дней);

    Страны Европы, куда граждане Украины могут отправиться без визы, с заграничным паспортом: Азербайджан, Албания, Босния и Герцеговина (до 30 дней), Сербия (до 30 дней), Черногория (до 90 дней), Армения, Грузия (до 365 дней), Македония, Молдова, Ян–Маэн (безвизовый, но проехать по территории Норвегии, которая визовая для украинцев).

    Согласно параграфам Шенгенского договора, можно передвигаться по всей Шенгенской зоне (до 90 дней) без ограничений — виза действительна на территории всех нижеперечисленных стран: Австрия, Андорра, Бельгия, Венгрия, Швейцария, Швеция, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. И не забывайте, что в заграничном паспорте должны оставаться хотя бы две чистые страницы.

    В большинстве случаев паспорт должен быть действительным не менее трёх месяцев. Уточняйте данные на сайтах посольств стран, которые вы хотите посетить. Например, для посещения Болгарии украинцам виза пока ещё оформляется. С недавнего времени в Турции можно находиться без визы первые 30 дней, потом  вы должны выехать, и у вас останется ещё 60 дней безвизового пребывания. При наличии польской рабочей визы можно съездить на отдых в Болгарию через Румынию из Украины при условии, что виза была проштампована хоть один раз Польшей. Украинцы, живущие, к примеру, в Сербии, для полёта в Швецию обязаны иметь визу: Швеция в Шенгенской зоне, Сербия — нет. Кроме того, существуют страны Евросоюза, не принимающие участия в Шенгенском соглашении: Кипр, Болгария и Румыния. В Молдове на границе сейчас требуют только паспорт, хотя ранее требовали все подтверждающие документы. Люди, ничего не нарушившие, на пограничном контроле проблем не испытывают. Иногда спрашивают цель поездки. Увы, для обладателей старых документов всё останется по–прежнему. Период пребывания в Европейском Союзе не будет превышать 90 дней в течение полугода.

     

    Под угрозой срыва

    Однако, если копнуть глубже, наши власти хотят и волков насытить, и овечек сберечь. И в первую очередь это касается проблем с запуском электронного декларирования доходов  граждан. Официально  работа системы стартовала с 15 августа, но, по словам еврочиновников, в ней уже замечена масса нарушений. А тут ещё и  «Европейская правда» с её украинскими единомышленниками призвали ЕС «не отменять визы, пока ситуация в Украине не изменится кардинально. То же самое касается $ 3 млрд от МВФ и 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи от ЕС». Одним из главных саботажников реальных реформ называется «группа Пашинского», которая в правительствах Арсения  Яценюка проталкивала свои интересы. Ныне же обвинения пошли в адрес главы Национального агентства по противодействию коррупции Натальи Корчак, главы Госспецсвязи Леонида Евдоченко, связанных с главой СНБО Александром Турчиновым. На Западе «петляния» нашего верховного руководства оценили адекватно — дата саммита Украина–ЕС под большим вопросом, не говоря уже о запуске безвизового режима.

    Что же предлагают аналитики «Европейской правды» и «Украинской правды»? Во–первых, глава государства должен признать ошибки с запущенной  е–системой и «взять решение проблемы под личный контроль и ответственность». Во–вторых, «правительство, президент и НАПК должны совместно найти путь для остановки несертифицированной системы».

    В свою очередь, руководство страны и компетентные структуры должны разработать «реалистичный пошаговый план выхода из кризиса с чёткими временными границами» для запуска полноценной системы как можно оперативнее. Это как минимум поможет  окончательно не потерять доверие Запада и воспрепятствовать срыву финпомощи ЕС и МВФ.

    Ситуацией обеспокоены и эксперты Реанимационного пакета реформ, заявившие, что провал е–декларирования «убьёт» гривню и безвизовый режим. После срыва электронного декларирования и отказа международных партнеров предоставлять экономике страны финансовую помощь украинская валюта может значительно обесцениться  — так  они оценили возможные последствия  запуска системы е–декларирования активов госслужащих «в тестовом режиме».  По их словам, обязательным требованием предоставления Украине  4 млрд долларов помощи МВФ и 1,2 млрд евро от ЕС  является запуск системы электронного декларирования с  15 августа в полноценном, а не в тестовом режиме.

    «Это убийство безвизового режима и финансовой помощи от МВФ и ЕС. Без этого гривня обесценится. Убиты не только возможность привлечь чиновника к ответственности, создана возможность скрывать свое состояние ценой безвиза с последующим обеднением украинцев», — заявил глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин (на фото). По его словам, отказ в полноценности электронного декларирования носит политический характер. «Нет никакой причины не дать аттестат соответствия. Это вопрос не юридический, а политический», — сказал Шабунин.

    Депутат от БПП Сергей Лещенко, в свою очередь, назвал провал е–декларирования коррупционной контрреволюцией. Дополняя коллегу, депутат от БПП Мустафа Найем заявил, что ситуация, происходящая с е–декларированием, свидетельствует о том, что страна после Януковича совсем не изменилась.

    «Я не знаю, стыдно ли президенту, но мне очень стыдно, потому что сегодня я вынужден сказать представителям глобального Transparency — людям, чрезвычайно влияющим на инвестиционный рейтинг страны, … о том, что наш президент не сдержал слова. Наши чиновники имитируют борьбу с коррупцией и, к сожалению, этого не скрывают», — сказал эксперт по вопросам адвокации Реанимационного Пакета Реформ, член правления Transparency International Ukraine Ярослав Юрчишин.

     

    Электронный сбой

    Как известно, 12 августа текущего года Госслужба специальной связи отказала в аттестации электронного декларирования, а без  её аттестата  поданные чиновниками декларации не будут иметь юридической  силы.  Тем не менее, президент Порошенко заявил, что электронное декларирование активов чиновников должно стартовать в Украине с 15 августа, его откладывание недопустимо и даже не рассматривается. 15 августа председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак заявила о запуске ведомством системы электронного декларирования.

    Тем временем в Украине уже выдали  более полутора миллионов  биометрических паспортов, которые нужны для безвизовых путешествий. Однако текущая ситуация  вынуждает прогнозировать  получение безвизового режима с ЕС не раньше осени 2016–го или даже следующего года. Одной из возможных причин является инициирование влиятельными странами Европы  введения механизма быстрой приостановки безвизового режима с третьими странами.

    И пока эту процедуру не одобрят, европейцы  не смогут  дать «зелёный свет» относительно  всех стран, стоящих  в очереди, в том числе Украины и Грузии. Хотя обе страны выполнили все условия. Также ряд  информагентств со ссылкой на источники в структурах ЕС сообщали, что перенос безвизового режима с Грузией на осень —  вопрос практически решённый, и такая же судьба ждет Украину.

    Эксперт  и руководитель организации «Европа без барьеров» Ирина Сушко (на фото) настроена

    скептически.  

    «Отдельные страны ЕС хотят сначала запустить механизм приостановки безвизового режима, а затем предоставлять безвиз Украине. В таком случае режим заработает не ранее осени», —  отметила она, добавив при этом, что  украинская сторона и неправительственные организации активно убеждают не привязывать украинский вопрос до внедрения механизма, а сначала принять решение по Украине.

    В случае же переноса безвизового режима на следующий год в Украине может произойти разочарование процессом либерализации визового режима. «Худший сценарий, когда украинский вопрос и механизм приостановления объединят. Тогда начало безвизового режима могут перенести на начало следующего года», — считает Ирина Сушко.

    В свою очередь, эксепрт Сергей Солодкий  констатирует шансы достучаться до представителей ЕС: «Мы постоянно срывали сроки и теперь дотянули. Сейчас Украина оказалась не в том месте и не в то время».

    Посол ЕС в Украине Ян Томбинский воздерживается от резких или скоропалительных меседжей и взвешенно оценивает действия обеих сторон. Согласно процедуре, безвизовый режим с Украиной сначала должен одобрить Европарламент, а затем утвердить Совет ЕС. Томбинский надеется, что все регламентные процедуры успешно пройдутся в течение лета. Если же министры стран ЕС решат привязать предоставление безвизового режима к механизму его приостановления и включат Украину в пакет четырёх стран, раньше осени европейские институты к этой теме вряд ли вернутся.

    Максим Гуцалюк

    Матеріал публікується в рамках проекту «Точнее відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у партнерстві з Товариством Лева та Фондом міжнародної солідарності (Польща).
    Публікація цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Зміст публікації є виключно відповідальністю автора та необов'язково відображає точку зору USAID, уряду США та МЗС Польщі.

    Мате