Бирчанский пленэр: как кировоградские журналисты художниками побывали

  • 17 трав. 2016 13:59
  • 1222
    • Новина Бирчанский пленэр: как кировоградские журналисты художниками побывали Ранкове місто. Кропивницький

    Благодаря коллекционеру и галеристу Николаю Цуканову у журналистов появилась в жизни еще «одна, но пламенная страсть» - выезд на пленэр вместе с художниками. А все началось в мае прошлого года со Светловодского пленэра, куда по приглашению галереи «Елисаветград» съехались творцы писать с натуры местные пейзажи. К ним присоединился и наш «журналистский десант». Участники этой незабываемой встречи смогли насладиться общением, которое помогло лучше понять тонкости художественной «кухни» и постичь загадочную душу творческой натуры.

    А через год Николай Цуканов обрадовал известием о новом пленэре – Бирчанском. Местом дислокации выбрали село Бирки в Александровском районе, где в лесной глуши расположен детский лагерь «Октябрь». В его корпусах и ночевали живописцы, а с первым лучами солнца отправлялись на этюды.

    Ежедневно Николай Цуканов выкладывал в Фейсбук свои колоритные репортажи о том, как художники из разных областей Украины открывали для себя красоту природы Кировоградщины. Местные жители, наверное, впервые в жизни видели живых художников. Они угощали их то парным молоком, то краюхой домашнего хлеба. Расспрашивали, интересовались. Порой доходило до абсурда. Например, один дядько простодушно заявил: «Хорошо, что художники к нам приехали. Я как раз собрался забор красить, хоть посоветуют, какую краску лучше выбрать».

    Днем выезда для кировоградских СМИ была назначена пятница, 13 мая. Магическое сочетание чисел участников поездки только вдохновляло. Единственными, кому действительно не повезло в этот день, были посетители галереи «Елисаветград», которых на пороге встречало объявление: «13 мая галерея не работает. Все на Бирчанском пленэре».

    Неугомонный Николай Цуканов подгонял народ поскорее занимать места в бусике – ведь программа расписана буквально по минутам. Полчаса в дороге – и мы на месте. Высаживаемся на берегу пруда в окружении высоченных сосен, где уже творит народный художник Украины Анатолий Горбенко. Рядом рассыпает трели соловей, вдали считает года кукушка, квакают лягушки. Первая реакция – «Боже, какое чудо!» Но Николай Николаевич загадочно улыбается: «Подождите, чудо еще впереди!» И увлекает нас сквозь дебри к озеру, где на берегу расположилась с этюдником одесская художница Наталья Лоза. Чуть дальше дислоцировались кировоградцы Валерий Давыдов и Анатолий Кимнатный, выбрав для этюдов тихое место под мостом.   

    Взгляду открывается фантастическое зрелище: в окружении деревьев раскинулось озеро, на противоположном берегу виднеются сады и купола церкви. Но самое неожиданное – по темной глади воды плавают лебеди. Конечно же, все дружно начинают снимать. Особенно радуются ребята с телевидения – картинка великолепная! А белокрылые красавцы, будто услышав, что речь идет о них, начали махать крыльями, картинно изгибая шею и оглашая лес резкими звуками.

    - Здесь живет трое лебедей: пара и третий лишний, они постоянно ссорятся, - рассказывает Наталья Лоза, не отрываясь от рисования. На ее холсте уже угадываются контуры озера и купола церкви.

    - Самое главное – успеть запечатлеть эту красоту, - продолжает художница. – Но ограничивает время. Только придешь, расположишься, начнешь писать – а уже уходит солнце и меняется свет. Или зовут обедать, когда работа в самом разгаре. Здесь все время хочется писать, невозможно оторваться. Слава Богу, нас на пленэры приглашают часто, мы с удовольствием откликаемся на любой зов. Зимой – в Немиров на Винничине, летом – Чугуев под Харьковом, осенью – в Закарпатье. Украина  - удивительная по красоте страна, как модель для художника она замечательна. Каждый ищет в таких поездках что-то свое. Мне, например, достаточно старой хаты, водоема, цветущей сирени. Здешние пейзажи как будто для нас созданы – все настоящее, аутентичное. Люди здесь небогатые, живут в скромных домиках и не строят роскошных особняков. Благодаря этому и сохранилась до наших дней эта красота. Единственное – дожди постоянно мучают. Нас в Бирках дважды настигала гроза. Тогда уже не до работы – хватаешь холсты и бегом в укрытие.

    - Да, погода и нас подвела в прошлом году, когда из-за дождя на пленэре в Светловодске мы не могли снять качественный видеоряд, - включается в разговор ведущая программы «Власть таланта» на областном телевидении Маша Ларченко. – А сегодня нам повезло и с погодой, и с героями сюжетов. Например, по пути мы встретили ежика.

    Кстати, Маше в Бирках перебегали дорогу не только ежики. Прямо по законам жанра блокбастера «Пятница, 13-е» перед ней выскочила черная кошка. Но телеведущая – девушка не из пугливых. Она восприняла это как добрый знак, да еще и подбодрила испуганную животинку.  

    Мы бредем вдоль леса, то и дело останавливаясь, чтобы сделать фото или запись в блокноте. В селе поражают уютные дворики и побеленные деревья. Даже камни вдоль дороги – и те побелены! Возле дома копошится на грядке женщина.

    Подхожу ближе, знакомлюсь. Татьяна охотно отвечает на вопросы – видно, устала от прополки и рада поговорить. На вид ей лет 70, но еще в силе – грядки вскопаны, цветы ухожены, рассада зеленеет дружными рядами.

    – Художники бывают в наших краях нечасто. Подошли к моему дому, удивились, что без забора, поговорили и дальше пошли. У меня несколько лет назад умер муж, дети выросли. Когда пройдет мимо человек и поздоровается – и то хорошо. Только не фотографируйте, я плохо на фото получаюсь, - просит она.     

    Судя по всему, декоммунизация до Александровского района еще не докатилась. В Бирках, расположенных в 60 километрах от Кировограда, есть улица Кирова. Может, ее уже и переименовали, но о старом названии сообщают соответствующие таблички у каждого дома. Даже храм Святителя Николая расположен на улице безбожника Кирова! Настоятель отец Владимир, увидев, что к нему нагрянула делегация журналистов, разрешил нам подняться на чердак и позвонить в колокола. Непередаваемое чувство! А под куполами церкви, между прочим, пахнет так само, как на чердаке у моей бабушки. Поднимаясь по крутым деревянным ступеням, обращаю внимание на надпись на стене зеленой краской: «1933 год».

    - Это исторические вехи, - объясняет отец Владимир. - На самом деле храм построен еще в XVIвеке, но он не сохранился до наших дней. Историки рассказывают, что на этом месте стоял город, в котором насчитывалось семь церквей. Но в первое нашествие татар они были сожжены. В 1858 году построили деревянную Свято-Николаевскую церковь – единственную в селе. Рядом – казацкое кладбище. Интерьер и утварь сакрального сооружения сохранили люди.

    Священник поведал о том, как в 1933 году уцелел храм, приговоренный к уничтожению коммунистами. Когда пришли разрушать церковь, кладовщик высыпал на пол кучу зерна, спрятав под ним иконы. Сильный дождь помешал воинствующим атеистам приступить к делу – побоялись, что зерно намокнет. Так благодаря хитрости доброго человека и Божьему промыслу храм сохранился до наших дней.

    Спустившись с колокольни, группа товарищей с фотоаппаратами и видеокамерами бредет сквозь заросли к роще, где восседает за мольбертами еще одна группа товарищей – с кистями и красками. Среди них и наш старый знакомый, один из лучших украинских акварелистов Анатолий Кравченко. Седовласый и статный, он запомнился нам по Светловодскому пленэру, а также персональной выставкой в галерее «Елисаветград». В этот раз он приехал в Бирки сразу после возвращения из Италии, где участвовал в международной выставке акварели в Фабиано.

    - Путешествия дают возможность художнику увидеть себя в развитии, - размышляет Анатолий. - Но как ни прекрасна Италия, а лучше наших украинских пейзажей нет ничего. Мое детство прошло в Бобринце на Кировоградщине, где жил дедушка – знаменитый летчик. Я начал рисовать лет с шести, и здешняя природа для меня так же близка, как и воспоминания детства. Поэтому каждый раз возвращаюсь сюда с удовольствием. Пленэр – это возможность раскрепоститься, пообщаться с природой и рисовать то, что на душу ложится. Это очень полезно после долгого созерцания урбанистических пейзажей. Для меня самое важное – это впечатление, движение вперед. Но если сказал себе: «Я – центр Вселенной» – все, как художник ты закончился.

    Соглашается с этим утверждением и Андрей Хворост, недавно возглавивший областную организацию Национального союза художников.

    - Я провел детство в деревне, поэтому природа для меня – отдушина. Я родился в России, в Ростовской области. К сожалению, сейчас туда для меня путь закрыт. А пленэры – это для художника момент истины, когда проявляется его настоящая сущность. Правда, первые два-три дня приходится палитру расписывать, чтобы освободиться от городской грязи. А бывает, попадешь под ливень, дождь холст намочит – и цвета заиграют совсем по-другому, - признается Андрей.

    Вдруг из зарослей показывается человек в камуфляже, чей внушительный вид заставляет сделать шаг назад. Охотник или военный? Оказывается, это еще один кировоградский художник – Юрий Гончаренко.

    - Не бойся, свои! – отвечает он и тут же включается в разговор. – Для каждого из нас выезд на природу – это энергетическая подпитка. Интересно не только рисовать, но и зайти в соседнюю хату – а там дед классный живет, он еще помнит песни и сказки, которые его прадед рассказывал.

    Услышав, что журналистов зовут на мастер-класс по рисованию с натуры, ободряет:

    - Иди, рисуй! Твори, хоть пальцем мазюкай – не слушай, кто что скажет.

    Вдохновленные такими пожеланиями, собираемся на поляну, где нас уже ожидает сотрудница галереи «Елисаветград» Ольга Краснопольская. (Журналисты решили попробовать себя в качестве художников, и организаторы подготовили для них этюдники и краски). Идти нужно внимательно – в траве встречается множество коровьих «лепешек». А вот и сами буренки, безмятежно жующие сочные побеги. Глядя на них, решаем нарисовать корову на опушке. Но пока под чутким Олиным руководством старательно вырисовываем деревья, животные уходят. Приходится дорисовывать по памяти, хотя получается не очень. Мне на помощь приходит народный художник Анатолий Горбенко, который несколькими росчерками кисти изображает недостающие рога и копыта. Я горжусь, что посчастливилось работать под руководством такого маститого автора! А Николай Цуканов шутит: таким шедеврам сам Моне позавидовал бы.

    - «Весна идет, красу несет!» - декламирует Анатолий Александрович, зачарованно прислушиваясь к пению иволги. – А что еще нужно для художника? Самое сложное для меня – вырваться из привычного водоворота дел. Представьте, в Одессе (Анатолий Горбенко возглавляет Одесскую организацию Национального союза художников – Авт.) мне приходится иногда открывать по три, а то и четыре художественных выставки в день! Я рад, что мои кировоградские коллеги получили возможность развиваться, общаться с другими живописцами, устраивать свои выставки.

    Рядом стоит Вадим – водитель микроавтобуса, который возит участников пленэра.

    - А вы правда журналист? Сфотографируйте меня с настоящим художником! – просит он. – Хочу сохранить на память, знакомым показать. Я целую неделю общаюсь с художниками, очень понравилось. Сколько нового узнал! Теперь понимаю, как это непросто – творить!

    Заключительным аккордом насыщенного творчеством и положительными эмоциями дня стала трапеза под открытым небом, организованная гостеприимными хозяевами – Александровской райгосадминистрацией и другими, неизвестными мне меценатами. Ароматный украинский борщ с пампушками, вареники с картошкой и капустой, бесподобные голубцы… Не могу удержаться, чтобы не процитировать все того же Николая Цуканова, написавшего в Фейсбук: «Ну, что тут сказать - французская кухня отдыхает, а бирчанские повара – лучшие в Европе. Опять объятия, слезы расставания. Журналисты снова в автобусе.15.00 – Асфальт, ямы, желтые канарейки-маршрутки, маячки полицейских машин, Биг-борды «Лечение геморроя»…Значит, мы уже дома».

    Дождаться бы следующего пленэра. Куда поедем через год?

    Людмила Макей.

    Фото автора и Николая Цуканова.