Конституционные новшества: когда, о чем и зачем?

  • 28 трав. 2016 10:28
  • 1266
    • Новина Конституционные новшества: когда, о чем и зачем? Ранкове місто. Кропивницький

    Cлово «реформа» для украинцев уже давно утратило ту дивную привлекательность которая давала еще десяток лет назад надежду на изменение жизни к лучшему. Вот уже много лет правительство Украины то и дело проводит какие–то реформы, перетасовывая все те же карты и по сути не меняя в стране ничего, кроме размеров собственных доходов. Об очередных, возможно все же позитивных реформах, в этот раз кировоградцам рассказывали представители Центра политико–правовых реформ Максим Середа и Катерина Давыденко.

    Начали киевские гости с доклада о прелестях наверное одной из наиболее неоднозначных, в плане оценки обществом, реформы — децентрализации. Ликбез был коротким, но достаточно информативным. Так, к сведению присутствующих на пресс–конференции журналистов было доведено, что в случае успешной реализации процесса децентрализации именно территориальные общины станут в станут базовым уровнем новой системы. На втором уровне расположатся районы, а на третьем — регионы или области. При этом села и никуда не исчезнут, и не  объединят-ся между собой. Объединению будут подвержены только органы местного управления, что позволит значительно сократить траты на их удержание. В центре подобной объединенной общины будут находиться все государственные органы, а вот связь с ними будут поддерживать сельские старосты которых как ранее сельских голов, будет выбирать община.

    Кроме того, в связи с территориальной децентрализацией пройдет и децентрализация финансовая. На данный момент предлагается в местных бюджетах до 60% налога на доход физлиц, 10% налога на доход предприятий, частично — экологический налог и все 100% единого и земельного налогов и налога на недвижимость.

    Будут также разделены земли, которые находятся между населенными пунктами, а право распоряжаться ими будет передано от государства до руководства подобных объединенных общин.

    К сожалению, отмечает эксперт по вопросам местного самоуправления Катерина Давыденко, на данный момент внесение необходимых изменений в Конституцию пока притормаживается, хотя сам законопроект был внесен Президентом Украины и предварительно согласован Парламентом еще 31 августа 2015 года на второй сессии. Стараниями некоторых групп депутатов и Конституционного суда Украины, после провала нескольких голосований было получено решение суда, которым объяснено, что принять данные изменения можно будет на «следующей очередной сессии», вот только трактовать это понятие позволено самим депутатам. Это попущение со стороны фемиды позволяет депутатам пока затормаживать принятие решения, дожидаясь выгодного для них времени.

    Не менее важной на данный момент является проведение и еще одной реформы — судебной. Думаю, никого не удивит тот факт, что 79% кировоградцев, по информации представителей Центра политико–правовых реформ, негативно оценили работу наших судов, высказав недоверие их работе. Более того, 53% респондентов считает проведение судебной реформы одной из наиболее необходимых на данный момент, как логичное продолжение реформы правоохранительной системы.

    И вот 2 февраля Верховная Рада Украины предварительно согласовала проект изменений в Конституцию касательно судебной системы, который был внесен Президентом. После окончательно голосования, убеждал журналистов эксперт по вопросам судебной реформы Максим Середа, назначение судей на свои должности будет проходить только по результатам конкурса, а в причины увольнения судей с должности будут включены «грубое или систематическое игнорирование обязательствами», а также «не подтверждение законности происхождения имеющегося в наличии имущества».

    «Немногие знают, что судьи, как и депутаты, имеют практически полную неприкосновенность. То есть, даже если зафиксировать дачу взятки судье его нельзя тут же задержать — нужно получать только согласование Верховной Рады. Данная норма будет также изменена и оставлена только функциональная неприкосновенность, которая позволит предотвратить возможность давления на судью со стороны местных чиновников или бизнес–структур», — отметил Максим Середа.

    Для того, чтобы окончательно зафиксировать изменения в Конституции, необходимо уже на ближайшей сессии получить поддержку не менее 300 депутатов, что в данный момент вполне возможно, хотя и требует проведения консультаций между руководителями депутатских фракций и групп.

    Не скажу, что доводы киевских гостей были столь железобетонными, чтобы убедить скептически настроенных кировоградских журналистов, но вот то, что если ничего не делать, будет только хуже —с этим соглашаются все. Но вот готовы ли народные депутаты к подобным изменениям? Об этом мы узнаем уже совсем скоро — на очередной сессии Верховной Рады.

    Александр Летов