Социолог Эдуард Клюенко: «От власти необходимо требовать конкретных дел, а не ждать царства Божьего»

  • 5 лист. 2010 12:21
  • 3995
    • Новина Социолог Эдуард Клюенко: «От власти необходимо требовать конкретных дел, а не ждать царства Божьего» Ранкове місто. Кропивницький

    На протяжении всей избирательной кампании  и непосредственно в день голосования кировоградские социологи пристально следили за  политическими событиями в регионе. Ученые отслеживали рейтинги партий, анализировали рекламные кампании политических сил и исследовали предвыборные настроения кировоградцев. Группу исследователей возглавлял известный социолог, кандидат социологических наук, доцент, руководитель Центрально-украинской социологической лаборатории Эдуард Клюенко.

    Об особенностях избирательной кампании в регионе и некоторых неожиданных результатах выборов с «Первой городской газетой» поделился Эдуард Клюенко.

    - Эдуард Александрович, дайте анализ дню выборов. Насколько избирательный процесс был организованным?

    - В Кировоградской области мы проводили экзит-поллы (опрос избирателей после того, как они проголосовали, на выходе из избирательного участка). Для этого нам нужно было опросить каждого десятого проголосовавшего. Мы столкнулись с тем, что не было «потока» людей для опроса, потому что внутри участков скапливались очереди. Мы почувствовали на своей работе, что выборы недостаточно хорошо организованы.

    Кроме того, мы не ожидали, что явка избирателей будет низкой. Мы предполагали, что она будет на уровне 50-60 процентов, а оказалось же, что голосовать пришло менее 40% избирателей. Впрочем, я не считаю, что мы ошиблись в своих прогнозах явки. Низкая явка связана с плохо организованной работой комиссий и большим комплектом бюллетеней (7 штук). Многие люди приходили, видели огромные очереди, разворачивались и уходили с участков. Особенно это касается молодежи, которая никогда терпеливостью в очередях не отличалась. Таким образом, именно эти 10-15 процентов избирателей, которых нам не хватает для прогнозированной ранее явки, просто не дошли до урн из-за очередей.

    - Были ли для вас какие-то результаты  неожиданными?

    - На президентских выборах мы точно спрогнозировали рейтинги Ю.Тимошенко и В. Януковича в Кировоградской области, и предсказали результаты выборов. Я их представлял на пресс-конференциях. Теперь же мы спрогнозировали победу Партии регионов. Неожиданностью стало то, что перевес этой политической силы оказался в области большим, чем мы прогнозировали.

    - С чем это связано?

    - Мы считали, что какая-то часть электората Ю.Тимошенко является «скрытой». То есть часть людей, которые симпатизируют «Батьківщине» не желают афишировать свои симпатии к оппозиции в наших исследованиях. Поэтому мы рассчитывали, что рейтинги местной организации «Батьківщини» в опросах ниже, чем будут на выборах. Меня удивило, что отставание «Батьківщини» от Партии регионов оказалось несколько большим прогнозируемого по области. Это первое, чего мы не ожидали в экзит-полле.

    Вторым сюрпризом для нас был «Фронт Змін», в частности, их достаточно высокий  результат в экзит-полле, подтверждённый впоследствии выборами. По нашим опросам, до середины октября эта политическая сила набирала от трёх до, максимум, пяти процентов. «Скачёк» рейтинга этой партии пришёлся на последнюю неделю перед выборами, что и зафиксировали наши экзит-поллы.

    Также неожиданными были довольно низкие показатели «Сильной Украины». Правда, на протяжении всего времени исследований, а они проводились в течение трех месяцев, мы постоянно отмечали незначительное падение популярности этой партии. Но мы не ожидали, что их показатель снизится так значимо.

    - Как вы можете объяснить такие «сюрпризы»?

    - У «Сильной Украины», например, была очень «оторванная от избирателя», виртуальная кампания. Получилось так, что и кандидаты, и избиратели были так сказать сами по себе. Кадровый состав «Сильной Украины» был неизвестен большинству людей. А получить популярность только за счет нескольких билл-бордов невозможно. С избирателями надо регулярно встречаться и вести диалог. Запомнился только один лозунг - «сильный Кировоград». Когда мы в ходе исследований спрашивали у людей, как они понимают эту фразу, то нам отвечали, что никак. То есть, этот общий лозунг проигрывал тогда, когда, например, Партия регионов предложила не общую, а конкретную программу развития региона до 2015 года. «Сильная Украина» ничем не отличилась в конкретных делах. Не было ничего запоминающегося, кроме яркого бренда Сергея Тигипко и замены фотографий всеукраинского лидера на местных кандидатов.

    Что касается «Фронта Змін», то у партии несколько факторов успеха. «Скачёк»  рейтинга этой партии состоялся в последние семь-десять дней перед голосованием. На мой взгляд, на это повлияла как организационная работа, так и обновлённая концепция подхода к избирателю, которая стала более качественной. Избирателю стало более понятно, кто такой Яценюк и что он предлагает изменить на местном уровне. Кроме того, местная организация «Фронта Змін» провела самую качественную кампанию от оппозиционных сил.

    - Как можно подытожить результаты?

    - Высокий результат Партии регионов объясняется конкретными предложениями, с которыми кандидаты от этой партии шли к людям. «Фронт Змін» предложил себя как конструктивную оппозицию с нацеленностью на качественные перемены. Показатели «Сильной Украины» можно объяснить и тем, что, как я отметил выше, у неё не было конкретных предложений, кроме общей установки на «сильный Кировоград». «Батьківщина», на мой взгляд, проводила очень «вялую» агитационную кампанию. Поздно определился кандидат в мэры Сергей Михаленок, которого не знает более 75% кировоградцев. Работа местной партийной организации ничем особенно не выделялась и не запомнилась. Предполагаю, что это была попытка выиграть выборы на инертности мышления избирателей, которые якобы традиционно «проголосуют за Юлю». Но, как мы увидели, «вечного избирателя» ни у одной партии не существует, даже у коммунистов, как это считалось ранее. Политические симпатии видимо могут в корне измениться за какие-то полгода. Это показали наши исследования подтверждённые результатами выборов.

    - Есть ли шансы у этой политической силы вернуть рейтинги в регионе?

    - При условии, что они кардинально поменяют подходы к следующей предвыборной кампании. «Батьківщина» ориентировалась на популярность своего лидера Юлии Тимошенко. А в данном случае нужно было сделать акцент на местных кандидатах, воспитывать и вести новых лидеров местного значения. Если этого не произойдет, то рейтинг «Батьківщины» может продолжить своё снижение.

    - Многие кировоградцы резко изменили свои политические вкусы и оказали очень высокое доверие действующей власти. Будут ли люди следить за действиями новой команды? И насколько может хватить их терпения, если надежды не оправдаются?

    - Будут следить. Потому что люди же уже надеются, они тоже хотят видеть свою жизнь в будущем так, как ее описывают претенденты на власть. То есть граждане рассчитывают на изменения, которые входят и в их личные жизненные планы. Поэтому каждый будет на себе ощущать, насколько сбудутся те его жизненные планы, которые были построены с учетом обещаний политиков. К примеру, если обещали дорогу, то человек уже не боится увеличения расходов на свой автомобиль. Если обещали способствовать развитию предпринимательства, то человек уже начал думать о своём маленьком деле или о развитии уже имеющегося дела. И так далее.

    - Это говорит о том, что на местной власти лежит огромная ответственность перед кировоградцами?

    - Груз ответственности именно на этой власти, как никогда большой. Многие избиратели сделали очень смелый шаг, поменяв свои политические предпочтения.  Поэтому ответственность перед людьми выросла в десятки раз. И нынешней власти придется очень нелегко. Если сейчас новая команда не реализует свои обещания, то с рейтингом Партии регионов произойдет то же самое, что уже было с другими политическими силами, которые сегодня не попали уже и в местную власть.

    Напоследок скажу, что население сейчас находится в ожидании. Но не стоит ждать чуда, его не произойдёт. От власти необходимо требовать решения конкретных проблем, а не ожидать построения царства Божьего на Земле.

    Более подробную версию интервью читайте в свежем выпуске "Первой городской газеты" (№ 46(31) от 8 ноября 2010). С понедельника издание в продаже в кировоградских киосках прессы

    Ксения ВОЛКОВА, "Первая городская газета".