«Учиться военному делу настоящим образом»

  • 2 черв. 2016 14:18
  • 964
    • Новина «Учиться военному делу настоящим образом» Ранкове місто. Кропивницький

    При фактическом отсутствии чётко прописанной программы национально–патриотического воспитания на уровне страны каждая область изобретает нечто своё. Можно возразить — госпрограмма есть — но на бумаге. А ведь под неё нужны и деньги, и кадры, и материальная база, и прочее, и прочее. Поэтому, как говорил известный герой Жюля Верна, «используй то, что под рукою…»

    Очередной трёхдневный тренинг в рамках программы «Защитник Кировоградщины» прошёл в знаменитом парке «Весёлые Боковеньки». Шестьдесят учащихся 10–х классов Новгородковского и Долинского районов проходили мини — КМБ (курс молодого бойца) под руководством бойцов полка спецназа. «Мы учим тому, чем владеем сами» — объяснили схему сами инструкторы. Юноши были разделены на группы, проходившие от этапа к этапу (так называемые локации). База была оборудована в расположенной неподалёку школе, где происходили построения, завтрак, ужин и ночлег. Обед — в полевых условиях. Каждая группа по очереди отрабатывает каждую локацию.

    Этап первый — историко–краеведческий. Руководство парка рассказывало об истории создания этого памятника, отмечало его значение как туристического места, акцентируя на необходимости беречь природу для будущих поколений. Другая группа в это время занимается тактической подготовкой, отрабатывая  навыки ведения боя группой и боевыми двойками, переходя в разные положения с одновременным ведением огня из автоматов. Рядом же — разборка и сборка оружия для отработки алгоритма данного процесса. Третья группа занималась поиском растяжек и тренировками по их безопасному преодолению. «Не пытайтесь их обезвредить — этим займутся сапёры, у вас другая задача, — напоминали инструкторы, — однако отметить наличие растяжки нужно обязательно». Следующая группа разделена на подгруппы. Одна в маскировочных «кикиморах» ползает по зарослям, а вторая армейским дальномером пытается их распознать.

    На большой солнечной поляне ещё одна группа отрабатывала основные приёмы обезоруживания и обездвиживания противника. За основу принят древнегреческий панкратион. Далее, в глубине лесного массива, под руководством специалистов Центра туризма будущих бойцов обучали преодолению природных препятствий, пользованию картой и компасом, установке и сворачиванию палатки. Чисто военным «бонусом» данного этапа стали преодоление «минного поля» и отработка огневого прикрытия при  всём вышеописанном.

    Финалом обычно становился психологический тренинг  для «боевого слаживания». Здесь участники военных сборов получали элементарные навыки под руководством психологов центра «КОМ–ПАС». А  после обеда — снова по кругу.

    Мальчишки большей частью шокированы всем происходящим. Задача инструкторов — научить их для начала просто выжить в подобных ситуациях. По словам наставников, быстрее усваивают задачи занимающиеся спортом — как индивидуальным, так и командным. В то же время так называемые «диванные атлеты» также выделяются сразу. Потому основной задачей является создание командной работы путём взаимопомощи, взаимодействия, прикрытия в различных видах боевого контакта.

    Естественно, без проблем не обходится. Однако они являются лишь следствием типичной гражданской жизни. Например, одна из групп понятия не имеет о кувырках, а причина одна — в школе нет гимнастических матов. «Не поведу ж я детей сразу на траву или в песок», — объясняет инструктору учитель. Слабая физподготовка видна не только у этих парней. Увы, телевизор и гаджеты ныне более в приоритете. До первого выстрела…

    Естественно, кое–где и сам не упустил возможности попрактиковаться. Когда детвора задала вопрос: «А Вы тоже с нами проходить будете?» — отступать было бы стыдно, как и ударить лицом в грязь во всех смыслах этого выражения. В свою очередь, критики данной концепции воспитания  не рискнули пройти ни одного этапа. Языком болтать, видимо, гораздо легче.

    В итоге уезжать, если честно, не хотелось. Впрочем, отрабатывать элементарные навыки дома никто не запрещает. Но, несмотря на всю  зрелищность мероприятий, они остаются лишь инициативой энтузиастов — Олега Ветрова, Анны Колевой, Александра Гусака и помогающих им бойцов 3–го полка. Никто из чиновников исполнительной власти или местного самоуправления не рискнул побегать вместе с ребятнёй, а жаль. На государственном уровне в обязательный школьный компонент подготовку защитников Родины  тоже вводить не спешат, одновременно иронизируя по поводу милитаризации страны–оккупанта. Даже после кровавой Революции Достоинства. А  даже она, вновь цитируя коммуноклассика, «…лишь тогда чего–то стоит, если она умеет защищаться».

    Максим Гуцалюк