Второе пришествие графика

  • 8 січ. 2017 10:18
  • 1204
    • Новина Второе пришествие графика Ранкове місто. Кропивницький
     
    23 декабря в художественно–мемориальном музее Осмеркина открылась удивительная выставка мастера, чье имя почти незнакомо молодому поколению художников. 
     
    Более 70–ти работ известного украинского графика Василия Хвороста, два года не дожившего до своего 80–летия и незаслуженно позабытого современниками, вошли в юбилейную экспозицию «Резцом и кистью». Автором идеи и вдохновителем организации выставки стал сын Василия Ивановича — Андрей Хворост, возглавляющий областную организацию Национального союза художников Украины. По сути, это первая попытка осознать и обобщить творческое наследие мастера после его ухода в 2014 году.
    — Изначально я хотел показать коллекцию Василия Ивановича — собрание графики 60–80–х годов, — рассказывает Андрей Хворост. — Но, начав работать, увидел, что бОльшая часть наследия отца остается «за кадром» и ее обязательно нужно показать в рамках нескольких выставок. А к 80–летию Василия Хвороста решил показать землякам его графическое творчество. 
    Самые яркие впечатления моего детства — это запах типографской краски, постоянно витавший в нашей двухкомнатной квартире, — продолжает Андрей Хворост. — Самый большой стол в зале — Василия Ивановича, где он постоянно работал над созданием иллюстраций, экслибрисов. 
    Родился Василий Хворост в Сальских степях Ростовской области. По окончании школы он уезжает в Ростов–на–Дону и поступает в художественное училище, но оставляет его в связи с тяжелым материальным положением. Поступив в ремесленное училище, он не бросает свое увлечение. Даже во время службы в армии он умудрялся посещать вечерние классы. Генерал, видя его увлечение живописью, часто брал солдата на рыбалку, чтобы тот рисовал с натуры. После армии Василий Иванович переехал в Украину и поступил в Львовский полиграфический институт имени Федорова. После его окончания поехал в Вольногорск, а оттуда его переманили в Днепропетровск, в издательство «Сич», где он более 20 проработал неизменным художественным редактором. Все его творчество было связано с книгой. Он считал, что художник должен обладать неким символизмом, чтобы в черно–белом изображении выразить себя и свое отношение к миру. 
    Василий Иванович Хворост стал основателем известного клуба украинских экслибристов «Кобзарь», который объединил художников — любителей этого особенного вида графического искусства. Он был ярым фанатом этого вида графики — книжного знака. Постоянно общался и переписывался со всеми экслибрисистами страны, издал несколько книг. В 80–х годах возглавлял Днепропетровское художественное училище. За это время его закончила целая плеяда ныне известных кировоградских художников: Юрий Гончаренко, Андрей Надеждин и другие. 
    В последние годы жизни отец заново увлекся живописью маслом. Вокруг него всегда вращались писатели, журналисты, художники. Человек коммуникабельный и добродушный. Он исследовал историю своей семьи и даже написал несколько монографий о своем роде.       
    — Во время своей работы Василий Иванович Хворост вернул в Днепропетровское художественное училище художников, — рассказывает Андрей Надеждин. — Художники стали преподавателями, появились персональные мастерские. Василий Иванович всегда шел навстречу студентам. Помню, в 1985 году мы делали студенческую выставку, которую руководство училища сочло антисоветской, нам грозило исключение. На общем собрании он выступил со словами: «Художник должен быть экспериментатором, и мы должны давать студентам возможность экспериментировать!», его поддержали многие преподаватели. Он был очень добродушным человеком, каких в жизни встречается немного. 
    В эти юбилейные дня музеи областного центра пополнятся графическими и живописными работами мастера. А это значит, его творческое наследие нашим землякам только предстоит открыть.
     
    Людмила Макей