Заслуженный артист Украины Юрий Жеребцов отмечает юбилей
Юрию Жеребцову — 70 лет
Автору и исполнителю моноспектаклей, заслуженному артисту Украины, актёру Кировоградского областного музыкально–драматического театра имени Кропивницкого Юрию Жеребцову 7 сентября исполнилось 70 лет.
В художественном музее собрались почитатели его таланта, чтобы поздравить юбиляра. Много тёплых слов и пожеланий было сказано. Не обошлось и без сюрпризов, а вот поэтесса Татьяна Березняк прочитала своё стихотворение «Моему городу», в котором шутливо вписала имя Юрия Жеребцова вместо Ференца Листа:
Когда–то звался
маленьким Парижем
Уездный город
Елисаветград.
Париж далёк,
а он намного ближе,
И близок нам,
не требуя наград.
Когда по улице
Карабинерной
Я шла, стихи слагая наугад,
Дебют мой неуверенный
и нервный
Приветствовал мой город,
словно брат.
Дружны с тобой,
не зная ссор и пауз.
Высок твоих имён
девятый вал:
Великий Кропивницкий
и Нейгауз–
Здесь Фет любил
и Жеребцов играл!
А я бы написала «и Жеребцов блистал!», т.к. иначе, как блестящим нельзя не назвать исполнение монологов в спектаклях Юрием Жеребцовым.
То, чем занимается Юрий Александрович, уникально для нашего города. Конечно, он не работает в жанре театра исторического портрета, как это делали Игорь Шведов и Ираклий Андроников. У Юрия Жеребцова другое амплуа. Он не ведёт повествование о каких–то событиях и исторических персонажах. Он играет, исполняет различные роли в одном лице. В течение полутора часа его игры весь зал замирает. Он заполняет всё пространство сцены. И ты забываешь, что это всего лишь театр одного актёра.
Вот он маленький мальчишка Кроп, а вот важный почтмейстер, жена почмейстера, и даже целая толпа жителей посёлка, бегущая, спотыкаясь, по мосту, чтобы поскорее увидеть приехавший цирк. И тебе уже кажется, что ты видишь эту разношерстную толпу...
Слушая Юрия Жеребцова, поражаешься его таланту. Как ему удаётся воспроизводить да ещё в различных лицах целые произведения, захватывая и удерживая внимание зрителей в течение почти двух часов?!
Хочется вспомнить слова одного из классиков: «Боже мой! Вот лицедействует на сцене человек: как какой–нибудь чародей, он томит, мучает, восторгает, по своей воле, нашу душу — а наша душа бессильна противостоять его магнетическому обаянию».
Да, действительно, магнетическое обаяние Юрия Жеребцова так завораживающе действует на зал, что каждый ощущает себя частью этого явления.
Порой просмотр спектакля, в котором задействована вся труппа актёров, не оставляет в душе следа такой силы, как это происходит после просмотра моноспектаклей Жеребцова.
И зритель с нетерпением ждёт, чем же ещё порадует их любимый актёр?!
И каждый раз поражается и удивляется разнообразию его репертуара:
Это «Каникулы Кропа» Марка Кропивницкого, «Баллада примет» Франсуа Виньона, «Нерв» — по стихам Сергея Есенина и Владимира Маяковского, «Комплекс Тимура» Розанова, «Размышление под солёный огурчик» Салтыкова—Щедрина, «Новогодняя пытка» и «Блины» Антона Чехова, «Повернення» — дневник Тараса Шевченко и многие другие.
В данный момент Юрий Александрович работает над новым моноспектаклем по произведению Панаса Мирного.
Но Юрия Жеребцова знают не только как талантливого актёра, но и как режиссёра. В его арсенале большое количество поставленных спектаклей. Много лет назад он работал главным режиссёром Кировоградского областного театра кукол. Вот почему, когда я попросила его поставить спектакль — сказку «Волшебная прогулка» о детстве Моцарта в 1–й музыкальной школе, он согласился и с удовольствием работал с детьми, обучая их сценическому мастерству.
Впервые увидев Юрия Александровича в моноспектакле, я вспомнила… Нет! У меня вдруг всплыл из памяти выхваченный кадр: далёкий 1953 год. Лето. Я вхожу во двор нового дома на улице Тимирязева. Двор пустой. И посередине двора стоит мальчишка лет шести. Он стоит в той же позе, с тем же выражением лица, немного удивлённый взгляд и склоненная набок головка с оттопыренными ушами.
Один посередине двора, о чём–то размышляя, засунув руки в карманы коротеньких штанишек. Театр одного актёра!
Это была моя первая встреча с Юрием Жеребцовым, которая, как я думаю, не случайно отпечаталась в моей памяти. Очевидно, это был знак, послание космоса о встрече с талантом, с будущим замечательным актёром!
Да и впоследствии я не помню, чтобы Юрий принимал активное участие в детских играх. Возможно, потому что я была старше его. Но мне казалось, что он чаще наблюдал за играми со стороны. Одиночка, о чём–то размышляющий, он уже тогда, очевидно, чувствовал своё предназначение.
Несомненно, работа над спектаклями забирает у него много энергии и сил. Иногда мне хочется ему позвонить, поболтать, что–нибудь вспомнить, возвратиться в те далёкие годы, когда мы жили рядом и наши родные ходили друг к другу в гости.
Иногда хочется посмеяться и напомнить анекдот, связанный с лошадиными фамилиями его отца, моего отчима и ещё одного известного в те годы человека (областных партийных работников): «Спрашивают: А где Жеребцов? Жеребцов с Кобыльчаком и с Выбриком на обед пошли».
Иногда всё же звоню, но Юрий отвечает:
— Наташенька, извини, но мне некогда. У меня подготовка к очередному спектаклю.
Да, день у него распланирован строго. Это и долгая работа у компьютера, иногда до поздней ночи, и выучивание текста, постоянные репетиции, огромное количество импровизаций. И в результате — радость от удачного спектакля и благодарность зрителей.
Хочется пожелать дорогому юбиляру многие лета, творческого вдохновения, здоровья и процветания!
Радуй нас и дальше, Юрий!
Наталья Данилевич