Его жизнь — театр

  • 1 жовт. 2016 09:38
  • 2236
    • Новина Его жизнь — театр Ранкове місто. Кропивницький

     

    Заслуженному деятелю искусств, актёру и режиссёру Олегу Степановичу Натяжному исполнилось 70 лет.

    Театр! Каждый раз  нас охватывает волнение, когда мы входим в зал. Помните у Белинского: «Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего–то чудесного, сжимают ваше сердце предчувствием какого–то неизъяснимого сладостного блаженства...

    Этот роскошный и великолепный занавес, это море огней намекает вам о чудесах и дивах...»

    А как всё это волнует душу ребёнка, попавшего впервые в театр, как в волшебную сказку:

    «Затихнув гомін, В залі згасло світло.

    І, враз заполонивши всі чуття,

    Розсунулась завіса, І розквітло Життя — мов казка,

    Казка — мов життя».

    Мне кажется, что именно ещё мальчиком Олег Натяжной влюбился на всю жизнь в театр. И как было не полюбить театр, если город, в котором он родился и вырос, Елисаветград (Кировоград) был пронизан театральным духом. Вспомним о том, что здесь, на этой благодатной земле творили выдающиеся театральные деятели! Марко Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Мария и Николай Садовские, Иван Тобилевич (Карпенко–Карый), Панас Саксаганский и другие корифеи театра стали творцами и украшением украинской театральной культуры, а известные композиторы и музыканты Генрих Нейгауз, Кароль Шимановский, Юлий Мейтус также оставили свой след в развитии музыкального искусства.

    Да и в послевоенные, голодные годы культурная жизнь в городе бурлила: два драматических театра, театр кукол, филармония, позже народный театр оперетты, несколько Домов культуры, кинотеатры, в которых перед каждым сеансом играл оркестр. Жители города не пропускали ни одной премьеры, с большим удовольствием посещали театры и знали своих любимых режиссёров, актёров и музыкантов: К. Параконьева, Г. Семёнова,  Л. Тимош, Н. Белецкого, Н. Игнатьеву, Г. Рябовола, Ю. Хилобокова, Г. Сметанюка.

    Коллектив театра русской драмы состоял из выпускников Ленинградского театрального института. Кто не помнит спектакли «Королевство кривых зеркал», «Евгению Гранде», «Маруся Богуславка» и «Вій» Кропивницкого, «Безталанна» Карпенко–Карого, которые воспитывали в детях прекрасные чувства любви к ближнему, рождая в сознании понятие о социальной несправедливости, благородные порывы. Театр вошёл в жизнь Олега Степановича с юных лет. Его дядя Сергей Иосифович Юткевич, известный кинорежиссёр (фильмы  « Оттело», «Человек с ружьём», «Ленин в Париже» и другие  приглашал его к себе в Москву и на дачу в Переделкино. В 1964 году Олег Степанович оканчивает СШ № 14, а в 1963 и Кировоградскую художественную школу. Знакомство с талантливым режиссёром А. М. Флейшманом привело его в народный театр (со временем   народный театр оперетты), и Олег Натяжной становится актёром этого театра. Это была судьбоносная встреча. Избрав своим кредо театр, он никогда не пожалеет об этом. Первая его роль – сорокалетний хирург в пьесе «Аргонавты». Он справился с ней, хотя ему было в это время всего 17 лет. В 1975 году Олег Степанович оканчивает Киевский театральный институт. Во время учёбы он сдружился с А. Заболотным, Н. Бучмой, А. Саломарским, С. Гуляевым, в будущем известными театральными деятелями. После окончания института работает режиссёром в театрах Чернигова, Мукачева, в ансамбле драмы и комедии Укрконцерта, в Донецком драматическом театре. И сколько б не прошло лет, где бы судьба его не носила, Олег Натяжной всегда помнил свой родной город и тосковал о нём. И, наконец, в 1982 году Олег Степанович возвращается в родной Кировоград — главным режиссёром украинского музыкально–драматического театра им. М. Кропивницкого. Перед молодым режиссёром открылись широкие возможности для воплощения своих замыслов и планов. В кировоградском театре Олег Натяжной проработал главным режиссёром с 1982 по 1990 год. За это время он поставил 20 спектаклей: «Два клёна» Е. Шварца, «Игра на клавесине» Я. Стельмаха, «Кадриль» А. Сафронова, «А всё–таки она крутится» А. Хмелика, «Вейстсайдская история» А Лоуренса, «Старомодная комедия» А. Арбузова, «Вечер» «А. Дударева, «Убей льва» А. Коломийца, «Эзоп» Г. Фигейредо, «Холопка» М. Стрельникова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Я, Богдан» П. Загребельного и Г. Бодкина, «У неділю рано зілля копала» О. Кобылянской и другие. Одним из первых был спектакль «Память сердца» по пьесе Ярослава Верещака. Вот что писала об этом журналист В. Левочко: «Верится, что спектакль будет набирать высоту с каждым днём. Всё замечательно в нём: и энтузиазм молодого режиссёра Олега Натяжного, и актёры, исполнители, и важная идейная структура спектакля, т.е. рассказ о вечных ценностях, о памяти сердца, дружбе народов, о наших общих тревогах и радостях».  В октябре 1982 года театр выезжает с творческим отчётом в Москву: с пьесами «Талан» М. Старицкого (посвященной Марии Заньковецкой) и  «Поэма об учителе» И. Драча, посвящённой выдающемуся педагогу В. Сухомлинскому. Роль Сухомлинского исполнил Олег Натяжной. В журнале «Театральная жизнь» в статье М. Рогожина читаем: «О. Натяжной стремится к простоте и естественности в подаче этого крупного характера. Одержимый идеей создания человека нового общества, Сухомлинский Натяжного в каждом жизненном факте, в каждом, на первый взгляд, малозначительном происшествии ищет нравственную основу поведения людей. Интересны в спектакле те сцены, где этот характер раскрывается в действии, а также и те, где передан процесс размышлений педагога. Мы слышим его суждения по поводу трудового воспитания школьников, с первого класса, не только способных оценить богатства народа, но и включиться в его создание, например, выращивать хлеб. В финале умирающему в больнице учителю приносят каравай хлеба, выпеченный руками учеников, — сцена звучит торжественно и пронзительно». Дар режиссёра и актёра Олега Натяжного расцвёл в театре, в котором творили выдающиеся украинские корифеи. Что привлекало зрителя в театр Олега Натяжного, так это разнообразие репертуара. Ставились пьесы не только украинских классиков, но и зарубежных драматургов, и современных авторов. Что, к сожалению, сейчас большая редкость! «Мне кажется, — пишет заслуженный журналист Украины А. П. Юрченко, — что Олег Натяжной был первым, кто заговорил вслух о важных и правильных вещах. О том, чем должен быть театр вообще и наследник театра корифеев в частности: музейным экспонатом, который хранится в застеклённой витрине и бережёт в себе дух далёкого прошлого, или живым театром, в который идёт зритель?  С музейного экспоната нельзя требовать кассовых сборов. Зритель пойдёт только на новые постановки, только на современность — премьеры, премьеры, премьеры. ...Эпоху возрождения Натяжной решил начать постановкой «Лисы и винограда» Фигейредо. Я недоумевал — зачем брать в репертуар давно известное произведение? Многие наверняка видели старый фильм, сделанный по спектаклю Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре. Но Натяжной был уверен — если Товстоногов, поставив «Лису и виноград», сделал БДТ лучшим в стране, то же самое произойдёт и в Кировограде. После премьеры я признал, что был не совсем прав. Вдруг заиграли актёры, на которых кое–кто уже поставил крест. Но главной удачей стал исполнитель Эзопа — Александр Майстренко... Я смотрел и аплодировал вместе со всеми.» А вот что пишет Л. Романов: «Пьеса Г. Фигейредо Эзоп, поставленная режиссёром О. Натяжным, стала неожиданностью для благодарного зрителя... Осмысление сюжета пьесы, поиск своего сценического видения её — это не формальный эксперимент, это кропотливый труд, который ведёт к развитию театрального мастерства коллектива». К ним присоединяется Игорь Крикуненко: «Театр  не имеет права идти путём жанровой и тематической однообразности и зацикливаться только на пьесах М. Старицкого, И. Карпенко–Карого, М Кропивницкого и других украинских классиков. Где пьесы В. Шекспира, К. Гольдони, Б. Брехта, Э. Ростана?... И вот на сцене театра появились «Игра на клавесине» по пьесе Я. Стельмаха, «Соломенная сторожка» по Ю. Эдлису, «Эзоп» Г. Фигейредо. Они имели успех! Мне кажется, прежде всего потому, что   они затрагивают важные морально–этические и социальные проблемы нашей жизни. Кропивничане ещё раз показали, какой мощной силой обладает театр. Пробудить у зрителя интерес к театру, возродить славу театра корифеев украинской сцены — задача не из лёгких. Что  ж, лёгких дорог в искусстве не бывает, зато сторицей за трудности отплачивают счастье творческих удач и радость новых открытий на тернистом пути к театру». За время своей творческой деятельности Олег Натяжной сыграл сотню ролей. Возможно, одной из его любимых пьес и ролей была роль Сирано де Бержерака в одноимённой пьесе Эдмона Ростана. Романтизм, смелость, стремление к справедливости характерны и самому режиссёру. Помните монолог Сирано: Но что же делать мне, скажи, мой бедный друг? Иль подражать тому, что вижу я вокруг, Забыть об истине, звучащей благородно, Не смелым быть орлом, но низким червяком,  И пробираться хитростью, ползком Там, где хотел бы вверх лететь свободно! О, нет! Благодарю! Дрожать и спину гнуть, Избрав хоть низменный, зато удобный путь? Забыв о гордости и об искусстве чистом, С почтеньем посвящать поэмы финансистам?   Вот отзыв о спектакле по пьесе  Э.Ростана. А.П. Юрченко: «Борьба со злом, жажда справедливости — вечная тема искусства, чем и определяется в целом прочтение пьесы режиссёром Олегом Натяжным. Кое–что показалось неожиданным, что главную роль играл сам режиссёр.  Сирано в исполнении О. Натяжного завоёвывает симпатии зрителя с первых минут своей сценической жизни. Стремление быть самим собой, не сгибаться перед более сильными, не разменивать монеты и должности — вот те черты, которые вызывают одобрение зрителей на протяжении всех лет от создания пьесы». И, наконец, хочется вспомнить «Вейстсайдскую историю» «А . Лоуренса. «Областной театр совершенно неожиданно для зрителя,— пишет Анатолий Юрченко, — обратился к жанру мюзикла, соединив в одном спектакле элементы оперетты, балета, оперы и эстрады. На мой взгляд, театр проявил определённую смелость, обратившись к этому нетрадиционному для себя жанру и, в частности, к «Вейстсайдской истории». Спектакли этого года «Пора любви и ненависти» А. Крыма, «Набережная» «Ю. Эдмона, а также  те, которые запущены в работу: «Старомодная комедия» А. Арбузова  и «Горячая точка»А. Перкалина знаменуют обращение к современности и более злободневной драматургии, а, следовательно, и новый подход к уровню постановок. Спектакль «Вейстсайдская история» создан с очевидным стремлением заинтересовать зрителей, пополнить их круг молодёжью. И следует сказать, что сегодня в наших условиях театр создал необходимый, актуальный спектакль. И вот ещё рецензия И. Крикуненко на этот же спектакль:

    «Сложная задача досталась режиссёру: сберечь стилевые особенности мюзикла, воплотить идею финала романтической истории, идею ответственности за такой финал общества, основанного на жестокости и насилии. Думается, что постановочной группе удалось обеспечить целостность спектакля. Ни одна из музыкальных сцен не кажется чужой в контексте социальной драмы, которая по сути есть» Вейстсайдская история». Показанная в безумном темпе сцена в танцевальном зале ассоциируется с известной «Лихорадкой субботнего вечера». Самоотверженно отдаваясь власти ритмов рок–н–ролла, неприкаянные молодые люди, жалкие и страшные одновременно в своих попытках убежать от жизненных проблем, которые бессильны разрешить». Театр Олега Натяжного был также щедрым и на гастроли. Во время гастролей газетные обозреватели давали положительную оценку режиссёрской работе. А наибольший успех у театралов имел «Эзоп». Кроме «Эзопа» театр выезжал со спектаклями «Тітарівна» М. Кропивницкого, «Берёзовая ветка» Ю.  Визбора, «Вечер» А. Дударева, «Фиктивный брак» А. Крыма, с опереттой «Холопка» М Стрельникова и многими другими спектаклями. Среди творческих удач коллектива — пьесы украинской классики «Чумаки» І. Карпенко–Карого, «Замулені дерева» М. Кропивницкого и восстановление почти забытых произведений отечественной драматургии «Соло на флейте» И. Микитенко, «Республика на колёсах» Я. Мамонтова, а также «У неділю рано зілля копала» О Кобылянской, оперетты «Запорожец за Дунаем» С. Гулака—Артемовского, «Наталка Полтавка» И. Котляревского, Моя прекрасная леди» («Пигмалион») Б. Шоу, и детская драматургия — «Р.В.С.» по А. Гайдару, «Сын Таращанского полка»  П. Панча,«Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Великий волшебник» В Губарева , «Золотой петушок» А Пушкина и другие.  Олег Степанович также проводил активную работу с молодёжью. Часто вместе с коллективом театра выступал перед детьми и подростками с фрагментами спектаклей в библиотеках и школах города и области, знакомя их как с творчеством украинских корифеев, так и с зарубежной драматургией и с современными пьесами. После Кировограда Олег Натяжной работал главным режиссёром в Крымскоукраинском,  Ивано–Франковском областных театрах. С 1993 года работает в Херсонском театре им. М. Криша. Всего в творческом арсенале Олега Степановича более 200 пьес.  С 2012 года — заслуженный деятель искусств Украины, в течение 10 лет руководит театральной студией. Многие из молодых людей, воспитанников Олега Степановича поступили в театральные вузы, стали актёрами и работают в театрах многих городов Украины. «Театр — своеобразная школа, в которой обучаются люди всех возрастов... Театр не только облагораживает идеи общества, но и показывает величие добродетели, низость порока, поощряя первую и предостерегая от второго» (М. Налбандян). Итак, давайте не забывать об этом и почаще ходить в театр!

    Наталья Данилевич